футбол
9096

«Помочь не деньгами, а личным примером»

Тренер по футболу Олег Бадмаев – о детском доме, мотивации и возвращении в Бурятию

Фото: личный архив О. Бадмаева

Наш сегодняшний герой 39-летний тренер по футболу из Красноярска Олег Бадмаев. Несколько лет он проработал тренером по футболу в детском доме, не только помогая ребятам достичь спортивных успехов, но и меняя их жизни и взгляды как старший товарищ и наставник. В интервью «Информ Полису» Олег рассказал, что отличает ребят из детских домов от обычных детей, почему он долго не решался на эту работу и как изменились его подопечные, выйдя из стен учреждения. 

Олег Бадмаев – спортивный коуч ICC, тренер по футболу и основатель онлайн-школы футбола. Воспитал чемпионов мира и Европы. За годы работы прошёл свыше 20 курсов повышения квалификации. Разработал авторскую методику и принципы построения эффективного тренировочного процесса.

О детстве

– Олег, расскажите немного о своей семье. Как вы оказались в Красноярске? 

– Я здесь родился. Мой отец военный и по долгу службы работал в разных городах России. Так получилось, что в Красноярске я и вырос. Потом, когда отец закончил службу, уехал в Улан-Удэ. Его родина – село Баянгол Баргузинского района. У меня там много родственников по отцовской линии. Я даже учился одно полугодие в шестом классе в Баянгольской школе. Не знаю, какие у нас были тогда семейные обстоятельства, но этот период жизни я очень хорошо помню, потому что это был «взрыв мозга» – из Красноярска приехать в глухое село (улыбается). Но то время было очень крутым. Я сдружился со своими одноклассниками, и мы до сих пор поддерживаем связь. Когда бываю в родных краях, с удовольствием встречаюсь с ребятами. Несколько раз я даже участвовал в футбольных турнирах за Баргузинский район, за Баянгол. Есть такой турнир, «Баргузинская долина» называется. 

– С какого возраста вы занялись футболом и почему именно им? 

– С шести лет. Моё детство прошло в военном городке – посёлке Кедровый, что под Красноярском, где базировались ракетные войска, и папа там служил. Городок компактный, уютный, много военных семей. Наше поколение было достаточно футбольным, и, когда я впервые увидел тренировку футболистов, заболел этим. Как только пошёл в школу, меня сразу взяли в школьную команду. Мы постоянно выезжали на районные соревнования в Емельяновский район, который в то время славился своим мини-футболом. Команда «Заря» Емельяновского района участвовала в высшей лиге по мини-футболу, поэтому база для развития была очень благодатная. Мы, кстати, «Зарю» постоянно обыгрывали. 

Но в моей жизни был не только футбол. В своё время отец занимался борьбой. По его рассказам, он учился с Борисом Будаевым то ли в одном, то ли в параллельном классе. В то время многие ребята занимались вольной борьбой, поэтому она и меня не обошла стороной. Лет с 12 меня переманили в борьбу. Моя семья как раз переехала из военгородка в сам Красноярск. Отцу дали там квартиру. У меня был тренер – заслуженный мастер спорта. Борьбой я занимался десять лет на уровне кандидата в мастера спорта, входил в сборную Красноярского края. Но потом закончил и вернулся в футбол. 

О тренерстве

– В какой момент вы поняли, что с футболом будет связана ваша судьба? 

– После того как я «отборолся», меня пригласили играть в чемпионат города. Там я, уже имея работу и учась в университете, продолжил футбольную карьеру на уровне любительских команд. Поездил на просмотры в разные команды. Параллельно пошёл работать по специальности – я учился в педагогическом. Но на сто процентов я всё же не был уверен, что буду работать по специальности. Учёба давалась легко, окончил с красным дипломом и сразу пошёл практиковаться. Так получилось, что это стало делом всей моей жизни. 

В 2012 году меня пригласили работать тренером в детский дом, при нём была команда «Тотем». У них уже был детский тренер, но меня попросили его заменить. Я долго думал, идти ли туда, потому что понимал, что с ребятами из детского дома нужно работать серьёзно, полностью в них уходить. Конечно, те успехи, которых мы вместе добились, – это всё результат отношения к ребятам, такого довольно близкого, которое строится не только на тренировках, но и в свободное время. Я уделял детям всё своё внимание, приезжал к ним в дом и даже работал воспитателем. Там я увидел их внутреннюю жизнь, общался с другими воспитателями, помогал им в работе с другими детьми, не только из числа футболистов. В своё время прошёл несколько курсов по работе с «трудными» детьми и развивался в этом плане. 

– Трудно ли было притираться, находить общий язык с ребятами в детдоме? Как они вас приняли и какие были первые ваши совместные достижения? 

– Да, смена тренера – это всегда такой болезненный процесс, особенно для ребят из детского дома. Были ребята, которые сразу меня приняли и начали тренироваться. А некоторые в первое время переживали. Понятно, что никто никого не заставлял тренироваться. 

Постепенно всё сложилось. У нас была возможность участвовать в международных турнирах, и семь лет подряд мы с детьми из «Тотема» выезжали. Собирали сборную детских домов, целенаправленно готовились, выезжали на сборы в Москву – они занимали неделю – и участвовали в чемпионатах, где завоёвывали места на пьедестале. 

– Как вы мотивируете ребят на занятия, о чём разговариваете с ними? 

– Думаю, что главная мотивация для ребят – это, наверное, личный пример тренера. Я действующий футболист, тренер-преподаватель, человек, который ведёт здоровый образ жизни и большое внимание уделяет личным ценностям. Своим общением, тем, как я поступаю и держу своё слово, я показываю детям, что такое помогать, что такое терпение. Этим я и мотивирую детей, а не тем, что рассказываю, как надо делать. Я с ними близок, и они видят всё, что я делаю. 

Как изменились ребята за время вашей работы? 

– Все, кто занимался со мной, выпустились из детского дома и продолжили заниматься футболом. Сейчас они у меня играют во взрослой команде, я их не бросил. Сегодня у многих уже свои семьи и работа – все они стали достойными представителями общества. Считаю, что в этом большая заслуга занятий футболом, а также их воспитателей. Ребята меняются только в лучшую сторону. Как социальный проект по поддержке детей, по их развитию и формированию их личностных качеств это, я думаю, очень эффективная система. 

– Отличаются ли ребята из детского дома от обычных в плане целеполагания, отношения к дисциплине, к спорту, к жизни? 

– Дети из обычных семей и дети, попадающие в детский дом, это абсолютно разные люди. Конечно, есть исключения, но в любом случае ребёнок, который попадает в учреждение, с детства практически никак не контролируется своими родителями – в большинстве случаев это либо алкоголики, либо наркоманы. Такие дети многого не видят и не получают с детства, эти дефициты потом очень сложно восполнить. Особенно когда они попадают в учреждения. Система детских домов, на мой взгляд, неэффективна. Потому что дети в ней живут в таких условиях, когда для них всё готово и всё за них делается. Учиться никто из них особо не хочет. Как бы воспитатели ни старались, у ребят не формируются самостоятельность, мотивация и так далее. Получается такая замкнутая система, которая не приводит к результату - к тому, чтобы ребёнок сам что-то в жизни хотел и стремился к чему-то. В основном дети учатся ни шатко ни валко – в самых слабых школах, кто-то – в коррекционных. Много детей, имеющих психические отклонения. Дальнейшее их развитие и успешная жизнь при таких условиях под большим вопросом. 

Таким детям, конечно, очень нужны наставники, близкие люди, которые могут помочь им в жизни, подсказать. Помочь не деньгами, а личным примером. Те, кто будет проводить с ними время, обучать и мотивировать их, вытаскивать из стен детского дома и показывать, что такое настоящая жизнь. Чтобы они становились более самостоятельными. К сожалению, этого не происходит в стенах детских домов.

О сегодняшней жизни

– Расскажите о вашей основной работе. 

– Уже около пяти лет я никак не связан с детским домом, только с теми ребятами, которые остались в моей команде. Каждый год мы приезжаем на Кубок горсовета в Улан-Удэ. Также тренируемся и участвуем в сильнейшем чемпионате в Красноярске. В состав моей команды входят выпускники детского дома, которые в своё время эти чемпионаты выигрывали. 

Сейчас я работаю штатным тренером в школе олимпийского резерва «Рассвет». У меня детские группы юных футболистов. С ними мы проводим планомерную подготовку и тоже участвуем в разных чемпионатах. Каждый год я их приглашаю на Байкал. В Максимихе мы проводим летние сборы. Наш летний лагерь длится десять дней. В прошлом и в этом годах мы участвовали в забеге «Чистый Байкал». Знакомим детей и их родителей с Байкалом, занимаемся экологическим воспитанием ребят. Им всё это очень нравится, поэтому я надеюсь, что этот проект и дальше будет развиваться. 

– Поделитесь планами на ближайшее время. Давно ли вы были в Бурятии или, возможно, планируете приехать? 

– Мои родители живут в Улан-Удэ. В основном я приезжаю туда после Нового года для участия в международном турнире по мини-футболу «Кубок города Улан-Удэ» в качестве играющего тренера. Потом приезжаю летом, как уже говорил, для проведения футбольного лагеря с юными футболистами Golazo Football Camp на Байкале. Вот так два раза в год и бываю в Бурятии, мне очень нравится (улыбается). 

Работа в Красноярске продолжается. У меня здесь семья, трое детей. Они тоже спортивные, тоже занимаются футболом. Может быть, придёт время, когда я подумаю о том, чтобы вернуться в родные края и поднимать уровень детского футбола в Бурятии. Но пока ещё здесь! Есть цели и задачи в Красноярске – развивать свою коммерческую школу «Голазо». В ней мы занимаемся с разными детьми, обучаем, играем, в общем, развиваемся! 

– Спасибо за вдохновляющую беседу! Успехов! 

– Благодарю!

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях