аэропорт Байкал
9360

В Бурятии авиаперевозки растут, несмотря на санкции

О том, с какими трудностями может столкнуться отрасль уже в ближайшее время, нам рассказали эксперты

Фото: Евгений Коноплёв

После начала специальной военной операции на Украине Евросоюз ввел санкции против российской авиации. Под угрозу попали лизинговые самолеты, импортные запчасти и международное сообщение. Как это сказалось на отрасли в стране и Бурятии и чего ожидать в будущем, читайте в материале «Информ Полиса». 

Спад на 10 %

В феврале ЕС ввел в отношении России ряд санкций, в том числе касающихся авиаотрасли. Евросоюз запретил поставки, техобслуживание и страхование самолетов, а также предписал вернуть лизингодателям уже сданные в лизинг самолеты. В июле в рамках седьмого пакета санкций ограничения смягчили: разрешены поставки товаров и технологий, необходимых для обеспечения технических стандартов Международной организации гражданской авиации. 

Больше половины иностранных самолетов
По данным Минтранса РФ, к 20 апреля 2022 года в стране 110 авиакомпаний, коммерческий парк самолетов которых насчитывает 1 287 единиц. Из них 176 зарегистрированы в иностранных реестрах, в российском – 1 111 воздушных судов. Пассажирскими являются 1 101 самолет, из них доля лайнеров зарубежного производства составляет 67,1 %, но на них приходится около 95 % пассажирооборота. В целом на 6 крупнейших российских авиаперевозчиков («Аэрофлот», «Россия», «Победа», S7 Group, Utair и «Уральские авиалинии») приходится 69,6 % общего пассажирооборота на внутренних и международных воздушных линиях.

Однако как это сказывается на отрасли? По данным Минтранса России, авиакомпании страны в январе-июле 2022 года перевезли почти 90 % прошлогоднего пассажиропотока. То есть снижение составило 10 % к 2021 году. 

– Несмотря на санкции и снижение объема международных перевозок, общий спрос на авиаперевозки восстанавливается. По предварительным данным, за январь-июль 2022 года российские авиакомпании перевезли более 51 млн пассажиров по внутренним и международным маршрутам, что составляет почти 90 % от аналогичного периода прошлого года, – сообщает министерство. 

В Минтрансе отмечают высокую загрузку кресел российских авиакомпаний на внутренних рейсах в июле: в среднем показатель был на уровне 91,5 %. 

– Этого результата удалось достигнуть благодаря 100 млрд рублей субсидий, выделенным авиакомпаниям на возмещение операционных расходов в апреле. Средства доводятся перевозчикам за фактический пассажирооборот на внутренних линиях, что стимулирует перевозчика к выполнению полетов и перевозке большего числа граждан, а не простою техники, – добавляют в ведомстве. 

Глава Минтранса Виталий Савельев прогнозировал в апреле, что в 2022 году все российские авиакомпании могут перевезти 100 млн человек, это на 10 % меньше, чем в 2021 году. 

Рост в Бурятии

Дмитрий Гармаев, генеральный директор международного аэропорта Байкал, отмечает, что, по прогнозам, воздушная гавань обслужит до конца 2022 года около 600 тысяч пассажиров. Это на 11 % больше, чем в 2021 году. 

– Это точно спадом не назовешь. С 1 января по 14 августа аэропорт перевез 374 тысячи пассажиров, что на 15,4 % больше, чем за аналогичный период 2021 года. Но если сравнивать с 2019 годом, то рост составляет 33,3 %, – приводит статистику гендиректор. – У нас очень мощный август идет. Пассажиропоток в августе 2022 года вырос на 40,9 % в сравнении с 2021 годом. Конечно, основная масса – это внутренние рейсы. Зарубежный рейс сейчас только Улан-Удэ – Улан-Батор. 

По его словам, общий пассажиропоток, внутренний и международный, растет благодаря увлечению перевозок по стране. 

– В аэропорту Байкал до пандемии международные рейсы составляли 10 % от пассажиропотока. Сейчас зарубежные рейсы составляют меньше 2 % от общего пассажиропотока, – добавляет Дмитрий Гармаев. – Самые крупные внутриреспубликанские направления – Ольхон, Нижнеангарск, Северобайкальск и Таксимо. Они очень популярны, мест на сентябрь нет. Хотя в Нижнеангарск самолет летает пять раз в неделю. 

Гендиректор «Байкала» уверен, что 2022 год они закончат с ростом пассажиропотока. 

– Сохраняется напряженность с самолетами и запчастями. Не хватает воздушных судов, особенно малой вместимости, таких как L-410, которые могут летать внутри региона. По большим воздушным судам тоже дефицит сохраняется. В целом, если сравнивать с ситуацией весной, мы видим, что авиакомпании все-таки нашли выход и увеличивают частотность и количество рейсов. Как будет проходить 2023 год, станет понятно осенью, – резюмирует Дмитрий Гармаев. 

Осталось два года?

Людмила Слепнева, д.э.н., профессор, декан факультета «Экономика и управление» ВСГУТУ, рассказывает, что на уровень пассажиропотока в России во втором полугодии 2022 года будет влиять несколько факторов. Это туристский поток, который теперь связан в большей степени с внутренним направлением, а также студенты, отправляющиеся на учебу. 

– Много бюджетных мест выделено по стране, поэтому дети выезжают в разные регионы, в том числе в Бурятию и отсюда. Если правительство не изменит политику тарифообразования и продолжит субсидирование авиабилетов, то снижения не будет, по крайней мере, большого, – считает профессор. – Ситуация будет не такая пессимистичная. Внутренний туризм активно развивается. В России уже появились особенно привлекательные места, например Алтайский край, Сочи, Крым. Хотя в Крыму немножко снижение есть, но это, мне кажется, в большей степени связано с ценами на отели, питание. Однако крупного замещения внешнего туризма внутренним не происходит. 

По словам экономиста, некоторые люди, которые раньше ездили за рубеж, теперь отказываются от поездок абсолютно, не ездят внутри страны. И невыездных большой процент. 

– В целом, если говорить про авиасообщение, сейчас как раз бархатный сезон, что очень хорошо. Это поможет выжить и авиакомпаниям, и туристическим компаниям. По крайней мере, не упасть на колени, – отмечает Людмила Слепнева. – К сожалению, запчасти для самолетов – это проблема. У нас много импортных самолетов, но, конечно, замещение произойдет и здесь. Быстро перестраивающиеся китайские компании здесь точно так же могут заменить. Но на все нужно время, в том числе на развитие собственного авиастроения. Если уж не целые авиалайнеры строить внутри страны, то хотя бы какие-то механизмы и запчасти. У многих компаний авиапарк относительно новый и не требует больших ремонтов, а только замены каких-то частей по техническому регламенту. Около двух лет мы обойдемся имеющимися лайнерами без больших проблем. 

Перевозки пассажиров воздушным транспортом, по данным Минтранса России, млн человек

Транспорт

I квартал 2021 г.

I квартал
2022 г.

I квартал 2022 г. в %
к I кварталу 2021 г.

Воздушный

17,0

19,8

116,3

Из него внутренние перевозки

15,0

15,3

102,3

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях