экономика
7919

«Если промедлить, то можно упустить возможность»

Как санкции изменили товары Улан-Удэ, как будет развиваться импортозамещение и чего стоит опасаться?

Фото: Евгений Коноплёв

В июне Евросоюз окончательно утвердил шестой пакет санкций против России после признания ею республик Донбасса и начала специальной военной операции на Украине. Все это сказывается на стоимости товаров, количестве импортной продукции и появлении аналогов. 

О том, как ограничения изменили полки магазинов Улан-Удэ, чего опасаются бурятские предприниматели и как будет развиваться импортозамещение в регионе, - в материале «Информ Полиса». 

«Санкционная» упаковка

На российских заводах Tetra Pak заканчивается краска, поэтому предприятия переходят в режим строгой экономии. Производителям соков, морсов, молока и других напитков, которые использовали упаковку компании, пришлось обновить дизайн своей продукции и убрать из него привычные яркие элементы. 

Производители молочного коктейля «Чудо» не стали замалчивать ребрендинг и написали прямо на упаковке: «Да, это ваше любимое чудо, хотя и выглядит немного непривычно». 

«Санкционную» упаковку обрели молочный коктейль «Фруто Няня» и «Сады Придонья». 

Пока на полках еще можно найти от корпорации Coca-Cola соки «Добрый» и «Моя семья» – часть с белой, часть с классической упаковкой. 

Свои Coca-Cola, Fanta и Sprite

В начале марта корпорация Coca-Cola объявила о приостановке деятельности в России, PepsiCo заявила, что перестанет поставлять на российский рынок напитки Pepsi-Cola, 7up и Mirinda. В магазинах Улан-Удэ сейчас трудно найти газированные напитки Coca-Cola и Pepsi объемом больше двух литров – в рознице распродают складские запасы американских брендов. Тем временем отечественные аналоги известных газированных напитков заполнили полки ритейлеров бурятской столицы. 

Теперь вместо Coca-Cola и Fanta жители республики могут приобрести Funky Monkey со вкусами Cola и Orange от московского производителя напитков «Перспектива». Однако компания заверила, что этот бренд зарегистрирован в 2020 году и цели становиться заменой оригинальной «колы» они не ставили. 

Известная своими лимонадами компания «Черноголовка» из Московской области выпускает «Колу Черноголовка». Улан-удэнцы могут увидеть ее не только на полках магазинов, но и купить в сети фастфудов KFC. 

Также в супермаркеты города добрались аналоги Coca-Cola, Fanta и Sprite под названиями CoolCola, Fancy и Street от московского комбината «Очаково». 

Из соседней Иркутской области к нам поставляют газированный напиток Aviva со вкусами колы, лимона, апельсина от завода «Байкал-Инком». 

В супермаркетах также продается «Калинов лимонад» со вкусом колы от подмосковного «Фонте Аква ПК». 

Алтайская компания «Бочкари» выпустила свои аналоги Coca-Cola, Fanta и Sprite - BochkariHit со вкусом Cola, Orange, CitrusHit. 

Итого как минимум шесть отечественных компаний предлагают аналоги зарубежных газированных напитков.

Кадры, кредиты и закупки

Исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Бурятии Дмитрий Пивоваров рассказывает, с какими просьбами и жалобами чаще всего обращаются предприниматели сейчас. Во-первых, это кадровое обеспечение. 

- Найти хорошо обученного специалиста, привлечь и удержать его как минимум на 3–5 лет – это достаточно непростая задача в Бурятии. Поэтому СПП запустил весной биржу вакансий, нацеленную на выпускников ссузов и вузов с инженерными специальностями. Работаем над тем, чтобы биржа стала полноценным сервисом по поиску кадров, ориентированным на военнослужащих, уволенных в запас, ушедших с военной службы, военных пенсионеров. Люди с техническим опытом работы, инженерно-военными специальностями востребованы в Бурятии и соседних регионах, но не все из них хотят стоять на учете в центре занятости, - говорит он. 

По словам эксперта, поиск кадров осложняется еще и тем, что вовлечение выпускников на работу прерывается, когда они идут в армию. В этом вопросе агентство занятости населения поддержало инициативу СПП, по которой предприятия смогут предлагать 12 минимальных оплат труда бывшему военнослужащему, если ранее он прошел обучение по целевому договору. 

- Агентство компенсировало бы эти затраты. Надеемся к 2023 году проработать эту инициативу, - отмечает Пивоваров. – Сейчас мы ищем обоснования для того, чтобы молодые специалисты без семей, проработавшие на предприятии не менее 5 лет, могли получить «дальневосточную» ипотеку. Не исключено, что работодатель будет третьей стороной ипотечного договора, которая поможет сотрудникам получить ее, если зарплата не дотягивает до необходимых показателей. Это бы в хорошем смысле привязывало специалистов работать дальше. 

Дмитрий Пивоваров делится, что предприниматели также обращаются с вопросами об участии в закупках. В свою очередь СПП провели обучающие семинары по этому поводу и собираются делиться информацией с заинтересованными компаниями. 

- Для участия в закупках у Бурятии большой потенциал: технические средства, пищевые продукты, медицинские изделия, - уверен исполнительный директор СПП РБ. – Многие предприятия сталкиваются с проблемой доступности кредитных средств. Есть проект, помещение, квалифицированный персонал, но нельзя взять кредит, потому что нет залоговой собственности или ее недостаточно. Наша инициатива в том, чтобы предусмотреть создание в ДФО гарантийного фонда, которым могли бы пользоваться организаторы больших перспективных проектов. Надеемся, эта инициатива трансформируется в какое-то решение. 

Перспектива с рисками

Мы узнали у исполнительного директора СПП РБ и о перспективах импортозамещения в Бурятии. Дмитрий Пивоваров подчеркивает, что этот процесс запущен по всей России, появляются новые меры поддержки от государства, но воспользуются ли этим наши компании, зависит от них. 

- Мы находимся в большой конкуренции, поэтому провалов по товарам не будет. Уже сейчас свободные ниши быстро закрываются. Если чего-то в Бурятии нет, то это будет закрыто, но другим регионом. Если промедлить, то можно упустить возможность, - предупреждает он. – До 2022 года был сделан хороший задел в индустрии малой авиации и беспилотников, которая была иностранной, но теперь нуждается в альтернативах. У нашей республики также большие перспективы в области медицины, производстве медицинских изделий, в восточной медицине. 

Пивоваров замечает, что республика может предложить неплохие продукты питания. Остаются незанятыми большие ниши диетического, детского питания, сухих сублимированных продуктов, концентратов трав и растений. Эксперт считает, что бурятские компании также могли бы заняться импортозамещением строительных материалов на уровне региона и ДФО. 

- Сфера хороша тем, что во время больших строек выгодно производить материалы здесь, а не завозить. Обсуждается создание кластера строительных материалов. Это очень правильное направление, и мы будем оказывать поддержку, - заявляет наш собеседник. – Вокруг туризма также нужно будет создавать индустрию: производство кемпингов, глэмпингов, комплектующих, фурнитуры, деревянных изделий, металлических каркасов, складских помещений. В Бурятии будет развиваться электротранспорт, пока не знаю как, но нужны заправки, аккумуляторы, генераторы, их обслуживание. В этом направлении активно двигаются наши соседи. 

Исполнительный директор СПП РБ добавляет, что есть другие сферы, где Бурятия может заняться импортозамещением. Не до конца занята ниша пищевой упаковки, огромные возможности в рамках программы «Чистый воздух» в плане отопления (дымоуловители, электрообогреватели и т. д.). 

В завершение он подчеркивает, что определенная угроза для стабильности бизнеса есть в платежеспособности потребителей. Цены растут, а зарплаты не поднимаются, и это проблема покупательской способности. Меняется состав покупаемых нами товаров, это влияет на ассортимент выпускаемой продукции, а на это все накладываются проблемы с логистикой. 

- Если платежеспособность будет уменьшаться, то для предприятий будет сокращаться масштаб рынка, - резюмирует Дмитрий Пивоваров. – Так или иначе, осенью будет ряд мер от государства по увеличению платежеспособности граждан: возможности для заработка, поднятие зарплат, фиксирование цен. Думаю, прежде всего нужно изменить региональную промышленную политику. С правительством будем обсуждать акценты и приоритеты по отраслям, по проектам, создание новых возможностей для развития бизнеса. Необходимо создание большого количества промышленных парков, тогда будет больше инициатив от предпринимателей, в том числе молодых. В свою очередь увеличение малых и средних предприятий, их доходов, позволит повысить темпы развития экономики. Тогда можно будет поставить следующий вопрос – снижение налоговой ставки. Это актуально, и мы будем над этим работать. 

Годы восстановления

Доктор экономических наук, профессор Виктор Беломестнов говорит, что цены в Бурятии растут, как и в других регионах России, неравномерно, а по некоторым группам товаров даже наблюдается снижение. 

- Пока этот процесс достаточно хорошо управляется правительством России и Центробанком, - считает завкафедрой экономики, организации и управления производством ВСГУТУ. - Причин роста цен на продукты и товары в Бурятии несколько: общемировой экономический кризис, связанный с трансформацией экономических отношений; летнее плановое повышение цен на коммунальные услуги, тянущее за собой рост цен в других секторах; циклические сезонные процессы (рост цен на сельскохозяйственную продукцию, когда заканчиваются запасы прошлогоднего урожая); рост спроса на туристические услуги, бензин, стройматериалы и т. д. в связи с увеличением летней активности, периодами отпусков и реализацией задуманных покупок. 

По словам Беломестнова, важным фактором также выступают мировые инфляционные процессы, в том числе высочайшие темпы инфляции в Европе и Америке. Несмотря на снижение закупок в этих странах, какая-то часть продукции все равно поступает из них в Россию. 

- Это сказывается на ценах для населения и для бизнеса по поставкам комплектующих изделий. Так что, чем больше будет инфляция у них, тем больше будет рост цен у нас. На это влияет еще тот факт, что наша продукция становится привлекательна для них как раз из-за более низких цен, и там, где можно ее приобрести, в том числе и с обходом санкций, естественно, они ее приобретают, - объясняет профессор. – Популярность импортной или отечественной продукции во многом зависит от эффективного продвижения ее на рынке. Российскому бизнесу следует быстрыми темпами пройти путь завоевания доверия покупателей. Там, где мы способны наладить выпуск вполне качественной и конкурентоспособной продукции с экономической эффективностью организации нового бизнеса, нужно это делать, и государство просто обязано поддержать этот процесс. А где заведомо не можем, необходимо искать доступные аналоги в дружественных странах. 

Виктор Беломестнов отмечает, что азиатские аналоги западноевропейской и американской продукции (китайские, индийские и т. д.) занимали на российском рынке традиционно лидирующее положение. Эксперт считает, что сейчас оно только упрочится. 

- На восстановление поставок продукции в Россию из-за рубежа следует смотреть с двух сторон. В сферах, где речь идет о политических санкциях и эмбарго, процессы поставок возобновятся не ранее чем через четверть века. И то это оптимальный вариант. Сейчас ситуация обостряется. Большинство европейских стран вводят или готовы ввести запреты на выдачу виз всем россиянам и пытаются утвердить статус России как страны - «пособника терроризма», - сетует Виктор Беломестнов. – Второй аспект – нарушение логистических цепочек поставок. Даже при отсутствии санкций на продажу какой-нибудь продукции запреты на перевозку крайне усложняют этот процесс. Разрешение этого вопроса также может затянуться на несколько лет. Именно поэтому речь сейчас идет о максимально возможном импортозамещении и переориентации закупок продукции на дружественные (хотя бы сейчас) нам страны. 

В России в июле по сравнению с июнем 2022 года индекс потребительских цен составил 99,61%, по данным Росстата. В Бурятии в июле по сравнению с июнем 2022 года индекс потребительских цен составил 100,0 %, по данным Бурятстата.

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях