образование
1601

«Ребенок должен созреть психологически и физически для школы»

Советы от учителя для мам и пап первоклассников

Фото: Евгений Коноплёв

Недавно мы говорили о том, как психологически подготовить себя и своего ребенка к школе. И если вы уже морально готовы отдать свое чадо грызть гранит науки, то необходимо выслушать и тех, кто будет нести свет знаний. 

Первоклассник должен знать

Первое, о чем задумываются родители, - это то, в каком возрасте лучше всего отправить ребенка в школу. Некоторые настаивают на том, что ребенок в шесть лет отлично справится со школьной программой, а кто-то, напротив, считает, что лучше подождать семи лет. За ответами на наши вопросы мы обратились к учителю начальных классов гимназии № 14 Улан-Удэ Наталье Викторовне Филипсон. 

- Здесь всё очень индивидуально. Ребенок должен созреть психологически и физически для школы. Кто-то готов к школе в 6,5 лет, а кто-то и в 7,5 не жаждет идти в школу. Принимая решение отдавать или не отдавать ребёнка в первый класс прислушайтесь к специалистам, которые работали с вашим ребёнком до школы, и, конечно, к советам лечащего врача, если у малыша были проблемы со здоровьем, - говорит педагог. 

Если с возрастом ребенка вы определились, то нужно решить еще один немаловажный вопрос касательно его навыков. Не все мамы и папы учат детей читать или даже правильно держать ручку, оправдывая тем, что этому его должны научить в школе. Но к сегодняшним будущим ученикам предъявляют достаточно серьезные требования. Многое, чему раньше учили первоклассника, сегодня он должен освоить еще до школы. 

- В настоящее время всё большее количество детей приходят в 1-й класс, зная буквы и умея читать. Если эти навыки присутствуют совместно с теми, о которых шла речь выше, то можно смело говорить, что ваш ребёнок готов к школе и учебный процесс будет приносить положительные эмоции, - отмечает Наталья Викторовна. 

Помимо навыка чтения будет неплохо развить у своего чада и другие навыки, о которых нам рассказала учитель. 

Что важно?

  • Важно, чтобы ваш ребенок умел заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 10–20 минут, например собирать конструктор. 
  • Правильно и отчетливо выговаривает все звуки и слова со сложным произношением. Отставание в речевом развитии служит серьезной преградой к полноценному усвоению знаний. По тому, как разговаривает дошколенок, можно определить уровень его подготовки к обучению в первом классе и судить о его развитии в целом.
  • Ребенок имеет некоторые элементарные системы представлений о природе и обществе, целостное отражение окружающего мира (знает названия диких и домашних животных; названия птиц, зверей, рыб, насекомых, грибов, деревьев, кустарников, цветов, овощей, фруктов, одежды, мебели, посуды и пр.; всего того, что окружает малыша; понимает, какое время года на улице и т. д.).
  • Умеет классифицировать, обобщать, сравнивать, называть ряд предметов и находить у них общее и различия. Например, обобщать понятия (назвать одним словом: «овощи» - помидоры, морковь, лук; «одежда» - рубашка, брюки, майка).
  • Знает свою фамилию и имя, как зовут его родителей, кем они работают; может назвать свой адрес и дату рождения, город и страну, в которой живет.
  • К школе научился составлять рассказы по картинке не короче, чем из четырех предложений; умеет отвечать на вопросы по картинке.
  • Знает наизусть 2–3 стихотворения, может пересказать 2–3 сказки («Колобок», «Теремок», «Курочка-Ряба», «Красная шапочка»).
  • Умеет рисовать и раскрашивать картинки, пользоваться ножницами и клеем, умеет заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т. д.; понимает и точно выполняет словесные инструкции.
  • Испытывает потребность в соблюдении правил личной гигиены.
  • Умеет работать в команде.
  • Умеет слышать просьбы взрослого человека и выполняет их.

И если вы ответственный родитель, этот список не покажется вам чем-то запредельным. 

Поворот на 180 градусов

В жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Ребёнок должен привыкнуть к незнакомому окружению в лице учителя и одноклассников, к требованиям и новым обязанностям. 

- Каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе. Естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться. Для некоторых детей школьные требования оказываются слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. Здесь тоже всё индивидуально. 

Соответственно, большие перемены приходят и в жизнь родителей. Поэтому вы должны твёрдо знать, что ваш ребенок одарен. Задача учителя и родителей — найти и помочь ребёнку раскрыть эту одаренность. Не обязательно это академическая одаренность, ребёнок может быть не так успешен в изучении школьных предметов, но прекрасно петь, рисовать или показывать успехи в спорте. И обязательно хвалите своих детей, отмечайте даже крошечный успех. 

- Дайте ребенку право на ошибку. Важно, чтобы он не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учится чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на нее и предложите исправить, - говорит Наталья Викторовна. 

Особенным стрессом для некоторых мам и пап может стать выполнение домашних заданий. Педагог напоминает, что, помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе он начнет думать, что не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.

Здоровье первоклассника

Может случиться так, что у ребенка возникли трудности в обучении и социализации. Если первую проблему можно решить репетиторами или самим выделить время на занятия с малышом, то с последней задачей не стоит пренебрегать помощью извне и по мере необходимости обращаться к специалистам. 

- Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если проблемы с речью, посетите логопеда. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние, - рассказывает учитель. 

Устраивайте праздники. Обязательно организовывайте маленькие праздники. Повод для этого придумать несложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у вас и вашего ребенка будет хорошее настроение!

Автор: Александра Ромаева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях