экономика
16772
1

«Единство природной среды, человека и экономики»: Доктор наук рассказал, какой он видит идеальную Бурятию

Виктор Беломестнов разработал стратегию социально-экономического развития региона до 2035 года

Фото: russianstock.ru

Каждый регион России мечтает о финансовом благополучии и росте состояния своего населения, поэтому все задаются вопросом: как этого добиться? Особенно остро новые пути развития необходимы в период кризисов, когда экономика расшатана и надежные способы заработка уже не работают. 

О том, как регион может развиваться и богатеть без вреда для экологии и какой в республике заложен потенциал, — в материале «Информ Полиса». 

Какой может быть Бурятия?

Профессор, доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики, организации и управления производством ВСГУТУ Виктор Беломестнов в 2018 году разработал стратегию социально-экономического развития Бурятии до 2035 года, которая направлена на достижение высокого уровня и качества жизни населения. 

— В основе стратегии — создание эффективной инновационной экономики с сохранением уникальной полиэтнической культуры региона и экосистемы озера Байкал. Модель будущего республики выглядит как единство природной среды, человека и экономики. Наша республика — это территория «зеленой» цивилизации, обеспечивающей сохранение участка мирового наследия, которая соблюдает принципы рационального природопользования, эффективного задействования и воспроизводства экологических ресурсов. Человек, живущий здесь, — это высокообразованная здоровая личность, сформированная в условиях уникальной полиэтнической культуры с профессиональными и социальными компетенциями, позволяющими реализовать человеческий потенциал, осознанно и ответственно принимающая хозяйственные решения, не нарушающая целостность экосистемы. Наша экономика — инновационная и конкурентоспособная, построенная на принципах эколого ориентированного хозяйствования и обеспечивающая высокий уровень доходов и качество жизни населения, — приводит он конечный результат. 

Бурятия по запасам природных ресурсов, в том числе уникальных, относится к первой десятке регионов России. Виктор Беломестнов говорит, что есть две причины, почему регион не живет на природной ренте и почему вклад минерально-сырьевого комплекса в ВРП не увеличится в рассматриваемой перспективе. Экологический фактор сдерживает хищническое потребление исчерпаемых ресурсов с нанесением ущерба окружающей среде. Рыночный фактор, когда конъюнктура спроса и цен на рынке делает потребление ресурсов даже из разрабатываемых месторождений нерентабельным.

По словам профессора, миссию республики в территориальном развитии России кратко можно сформулировать так: «Развитие экономики Байкала как уникального ресурса России: эффективно используем и сохраним сегодня, приумножим в будущем». 

— В предлагаемом варианте стратегии развития региона упор делается на концепцию «зеленой экономики», сторонники которой считают, что «экономика является зависимым компонентом природной среды, в пределах которой она существует и является её частью». Поддерживаю идею гармоничного развития природной среды, экономики и социума, но именно всех составляющих, без перекосов, — подчеркивает он. — Стратегия должна отойти от ориентации на федеральное обеспечение. Необходимо повысить экономическую активность и ответственность властей. Основная цель стратегии — формирование привлекательности региона (социальной и экономической, в том числе инвестиционной) в условиях рыночного распределения ограниченных экономических и социальных ресурсов. Для этого необходима разработка соответствующей идеологии и политики ее реализации. 

Рост позиций

В концепции развития Бурятии Виктор Беломестнов указывает, что проблемой региона является низкая позиция в экономике России. Доктор наук полагает, что это нужно изменить. 

— Позиция в экономике является основой социальной привлекательности республики для населения и бизнеса. В условиях нашей республики, а также в современных реалиях экономической ситуации нерационально искать новую специализацию региона, лучше оптимизировать структуру многосекторной экономики республики за счет инновационного развития и диверсификации, что позволит снизить риски диспропорций развития секторов экономики, — отмечает Беломестнов. — Природный, в том числе минерально-сырьевой, потенциал — это огромный экономический и экологический ресурс развития региона. При оптимальном использовании он наносит экологического вреда меньше, чем, например, туризм. Необходимо придать экологии статус действующих активов, уйти от регламентации к использованию, при этом необходимо также сформировать стратегию долгосрочного использования исчерпаемых ресурсов, развивать ресурсозамещение и компенсирующие проекты бизнеса. 

У Бурятии есть уникальный ресурс — Байкал. Статус мирового природного наследия не только налагает обязанности, но и дает преференции для развития экономики. Например, организация экологически чистого туризма. 

— Практически мало используются ресурсы археологического, исторического, этнокультурного, религиозного и других направлений туризма. Это достаточно привлекательная база для развития отрасли. Необходимо формирование нормативно-правовой базы республики в области интеллектуальной собственности, в том числе выдача разрешений на право использования слова «Байкал» и производных от него, а также символики изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территориях государственных природных заповедников Республики Бурятия, при оказании услуг, а также производстве изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражируемой продукции и товаров народного потребления, — советует наш собеседник. 

Поддержка бизнеса

Виктор Беломестнов рассказывает, что в его стратегии развития промышленность будет системообразующим сектором, как и сейчас. Приоритетной задачей остается поддержка крупного бизнеса и создание условий для его развития в республике в сотрудничестве с корпорациями. 

— Действующий крупный и средний бизнес позволяет не только использовать территориальные ресурсы, но и наращивать их, генерируя валовой региональный продукт. Промышленность, несмотря на достаточно большие отходы от производства, является отраслью, наиболее адаптируемой и быстро реагирующей на изменения в экологической регламентации. Она имеет для этого возможности выбора наилучших доступных технологий и их внедрения в производство. Необходимо стимулировать создание эколого ориентированных производств, направленных на использование территориального потенциала, в том числе биофармкластера, производства органической продукции, розлива воды, глубокой переработки древесины и минерально-сырьевых ресурсов, а также потенциал малых инновационных предприятий, — отмечает эксперт. 

Реализовать стратегию развития Бурятии можно, основываясь на трех принципах: человекосбережение через опережающее развитие качества человека, культивирование ЗОЖ, развитие традиционной культуры; создание системы устойчивого развития биологического и этноэкономического многообразия; стратегическое партнерство государства, бизнеса и общества в социально-экономическом развитии региона. 

Виктор Беломестнов уверен, что Бурятии надо активно участвовать в нацпроектах в области развития дорожной сети средних городов, ЖКХ. 

— Если республика хочет остаться значимой частью мировых транспортных коридоров, то должна обеспечить развитие транспортной, энергетической, коммуникационной инфраструктуры на мировом уровне и участвовать в реализации национальных проектов в данных областях. При этом важнейшая задача — развитие не только магистральной, но и региональной и муниципальной инфраструктуры. Нельзя недооценивать имеющийся энергетический и транспортный потенциал региона для размещения крупных объектов инфраструктуры. Возможности создания международного аэропорта для кроссполярных маршрутов, Мокской ГЭС (проектируемый комплекс ГЭС на реке Витим. — Прим. авт.) для энергоснабжения северных районов Бурятии и Забайкальского края, а также экспорта электроэнергии в Монголию для республики реальны и требуют тщательной работы с инвесторами, — объясняет Беломестнов. 

Также у Бурятии есть достаточный потенциал для развития агропромышленного комплекса. Есть необходимость развития экономической активности на селе — для снижения проблемы миграции, сокращения экономического пространства территории. 

— Необходимо разработать программу по возрождению малых поселений. Сельское хозяйство не сможет развиваться, полностью основываясь на концепции органического производства, по двум причинам: оно является рискованным и низко производительным из-за климата и плодородности почв; производство органической продукции неизбежно приведет к повышению цен на нее, что в свою очередь повлечет снижение уровня жизни населения, так как 95 % потребления происходит внутри региона. Конечно, нужны современные удобрения и химикаты, а часть продукции можно отправлять на экспорт. 

Региональный банк

Основой любой стратегии является стимулирование заинтересованности предпринимателей в финансировании технологической модернизации и инновационном развитии предприятий. 

— Нужно разработать нормативные акты по использованию экологически чистых ресурсов в производственном процессе, применению критерия использования наилучших доступных технологий при инвестиционном отборе проектов программы государственной поддержки. Для финансового обеспечения стратегии необходимо инициировать перед бизнесом вопрос о создании регионального банка. Требуется разработка нормативных актов в области построения инновационной экономики, в частности закона о системе управления инновационной деятельностью в республике, концепции инновационного развития и других нормативных актов. Особое внимание в стратегии развития должно уделяться формированию молодежной и кадровой политики. 

Экономист вспоминает, что при запуске национального проекта «Байкал — великое озеро великой страны» многие эксперты предлагали инициировать создание Байкальского национального эколого-инновационного парка России. 

— Назрела необходимость инициировать внесение изменений в федеральную целевую программу «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории». Надо пересмотреть приоритеты инвестирования и направить на ликвидацию последствий лесных пожаров в центральной экологической зоне Байкала, на устранение проблемы засорения прибрежной части водорослями, как очага возможной экологической катастрофы, на ускорение строительства и модернизации очистных сооружений в населенных пунктах, на рекультивацию земельных участков, занятых эколого опасными объектами. В дальнейшем обязательно сформировать государственную программу по Байкальской природной территории, — добавляет Беломестнов. 

Важно межрегиональное и международное взаимодействие и сотрудничество. Экономист уверен, что необходимо рассмотреть экологические риски строительства каскада гидроэлектростанций на реке Селенге в Монголии для экосистемы озера Байкал. 

— Нужно инициировать международные соглашения с Монголией о создании единой энергозоны, в том числе возможности строительства Мокской ГЭС для энергоснабжения соседней страны. Народному Хуралу РБ рекомендовано выступить с законодательной инициативой перед Госдумой РФ о принятии Федерального закона «О гидроэнергетической ренте озера Байкал» и соответствующих изменений в Федеральный закон «Об охране озера Байкал». Необходимо рассмотреть возможность создания объединенной Байкальской эколого-энергетической зоны, в которую войдут генерирующие и транспортирующие энергетические предприятия Иркутской области и Бурятии, с включением в соглашение Монголии, — резюмирует Виктор Беломестнов. 

Доктор наук считает, что сейчас нужно провести инвентаризацию аналогичных проектов развития Бурятии, часть из которых могут остаться нереализованными.

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях