экономика
12844
1

Чем кризис 2022 года похож на коронакризис и чего нам от него ожидать?

В этом вопросе нам помогла разобраться заслуженный экономист Бурятии Татьяна Думнова

Фото: Евгений Коноплёв

Мало кто остался равнодушным к резкому росту цен на все товары и услуги, ведь людям теперь перестало хватать денег на привычные расходы. Граждане сравнивают влияние нынешнего кризиса и коронакризиса.

О том, чем похожи кризисы 2020 и 2022 годов, какая сейчас экономическая ситуация в России и Бурятии, зачем нужна оплата за нефть и газ в рублях, а также каких изменений ожидать в ближайшем будущем, — в материале «Информ Полиса». 

Начались с падения рубля

Экс-глава Минэкономики РБ и член Общественной палаты республики Татьяна Думнова рассказывает, что коронакризис в 2020 году и нынешний кризис начинались с ажиотажного спроса на потребительском рынке: люди боялись дефицита и закупались впрок из-за роста цен. Так, в январе-феврале в Бурятии товарооборот вырос в основном за счет изменения цен. 

— Оба кризиса начались со значительной девальвации рубля (удешевление валюты по отношению к золотому стандарту или курсу других валют. — Прим. авт.), которая затем скорректировалась. В 2020 году девальвация составила около 30 %, а затем потери сократились до 10 % в течение двух месяцев. В этом году первоначальный шок девальвации составил около 60 %, но за месяц с небольшим курс рубля вернулся на уровень, с которого упал, — говорит эксперт. — Другое сходство — всплеск инфляции (роста цен) после шока предложения от бизнеса из-за разрывов в цепочках поставок продукции и сырья. В 2022 году кризис для России усилен блокировкой импортных и отчасти экспортных операций. По оценкам Росстата, в годовом выражении рост потребительских цен в стране достиг 116,7 % по итогам марта против 109,15 % в феврале. По статистике в Бурятии она составила 110,8 %, хотя «личная» инфляция для жителей Бурятии выросла до 20 %. 

Татьяна Думнова приводит показатели по росту цен в России в марте 2022 года: 

Продукты питания: лук репчатый (50,1 %), капуста белокочанная (39,8 %), бананы (31,5 %), морковь (29,5 %), помидоры свежие (27,4 %), свекла (24,7 %), сахар (44–57,7 %), соль (14,2 %), рис (12,9 %), гречневая крупа (10,2 %), подсолнечное масло (7,2 %). 

Непродовольственные товары: стиральные машины (46,3 %), холодильники (35 %), плиты, миксеры и блендеры (27,3 %), флеш-накопители USB (36,8 %), компьютерные мониторы (36,6 %), моноблоки (24,8 %), телевизоры (22,9 %), ноутбуки (21,6 %), ювелирные изделия (36,4 %), фотоаппараты (33,7 %), новые легковые автомобили иностранных марок (29,2 %). 

Услуги: путевки на отдых в Турцию (в 1,7 раза), Египет (47,4 %) и ОАЭ (39,3 %), плата за пользование потребительским кредитом увеличилась в 1,5 раза, услуги по ксерокопированию документа подорожали на 30,5 %. 

Думнова отмечает, что в марте мировые цены на продукты также достигли максимального исторического уровня — среднее значение индекса продовольственных цен Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) составило 159,3 пункта. Это на 12,6 % выше значения февраля, когда оно достигло самого высокого уровня с момента создания данного индекса в 1990 году. 

Индекс продовольственных цен ФАО — это средневзвешенный показатель, отслеживающий динамику международных цен на пять основных продовольственных товарных групп. 

— Для России максимум роста цен в марте 2022 года аналогичен марту 2015-го (116,9 %), когда страна приспосабливалась к девальвации рубля и обвалу нефти в условиях первой волны санкций за присоединение Крыма, — объясняет экономист. — Похоже пройдена острая фаза роста инфляции в России. Недельная инфляция в РФ стала замедляться. По данным Росстата, с 26 марта по 1 апреля она снизилась до 0,99 % с 1,16 % неделей ранее. Это более чем вдвое меньше рекордных 2,22 %, зафиксированных с 26 февраля по 4 марта, и самое низкое значение с начала российской спецоперации на Украине. 

Рынок возвращается в привычное русло, считает Татьяна Думнова. Магазины начали снимать ограничения на продажу товаров в одни руки, хотя контроль наценки пока остается. По ее словам, ограничивать наценки нецелесообразно, так как они соответствуют ценообразованию, складывающемуся в каждой конкретной сети. 

— Введение государством ограничений на наценку выльется в то, что продажи той или иной продукции будут для сетей затратными, поэтому их будут либо убирать из ассортимента, либо переводить расходы в другую категорию продукции — повышать цены на иные товары. Ритейлеры в этом не очень заинтересованы, ситуация для них остается непростой с 2014 года. Сейчас важнее субсидирование производства продукции или помощь незащищенным слоям населения со стороны государства, — уверена наша собеседница. — На данный момент массовый спрос на товары падает вне зависимости от наценок, сработал психологический фактор. В конце марта произошло падение продаж в количественном выражении на 0,4 % при увеличении продаж на 17,8 % в денежном выражении с учетом инфляции. Потребители явно успокоились, продуктов питания хватит на ближайшие 3-4 месяца, промышленных товаров — на несколько лет вперед. 

Торговые сети Бурятии при поддержке правительства республики решили добровольно минимизировать торговую наценку на четыре категории социально значимых товаров — хлебобулочные изделия, молочная продукция, сахар, овощи «борщевого набора».
Из-за существенного замедления недельных темпов роста цен, в том числе благодаря укреплению курса рубля, Банк России 11 апреля снизил ключевую ставку с 20 % до 17 % (минимальный процент, под который коммерческие банки берут кредиты у ЦБ). 

Мы попросили члена Общественной палаты республики рассказать также и об экономической ситуации в Бурятии. По ее словам, в первые месяцы 2022 года отмечается значительное падение объемов производства в промышленности — на 20 % по сравнению с январем 2021 года. 

— В январе-феврале экономика региона недосчиталась 15 % объемов промышленного производства. Максимальное падение произошло в отрасли добычи полезных ископаемых — на 40 %. Обрабатывающая промышленность потеряла 27 % объемов производства продукции. Основная причина — сокращение объемов добычи, связанное со снижением спроса на уголь и нерудные полезные ископаемые. В этой отрасли максимальное падение — на 12 % — наблюдается в производстве пищевых продуктов. В состоянии рецессии находится сельское хозяйство республики, — отмечает Татьяна Думнова. — Деятельность строительных организаций, по словам их руководителей, была ограничена из-за высокой стоимости материалов, конструкций, изделий (62 %), высокого уровня налогов (50 %), недостатка заказов (37 %), высокого процента коммерческого кредита (35 %), недостатка квалифицированных рабочих (21 %). Снижение объемов производства в экономике отразилось на уменьшении на 10 % доли коммерческих перевозок грузов. 

В Бурятии реальная зарплата в январе 2022 года соответствовала 72,3 % к уровню декабря 2021 года и 95,5 % — к уровню января 2021 года. В конце февраля этого года в республике зарегистрированная численность безработных составила 4,3 тысячи человек, или 27,5 % к соответствующему периоду 2021 года. 

Оплата в рублях — это защита 

Экс-министр экономики Бурятии Татьяна Думнова считает, что решение президента России заставить иностранных покупателей расплачиваться за энергоносители (газ, нефть, уголь) рублями можно рассматривать как упреждающее удар по нашей экономике. С другой стороны, это возможность в будущем обеспечить безопасность проведения таких финансовых операций. 

— С 10 мая покупатели из недружественных государств должны открыть в Газпромбанке (ГПБ) два счета — рублевый и валютный. Они будут переводить плату за энергоносители на валютный счет, а ГПБ — покупать рубли на Московской бирже и переводить на рублевый счет, с которого можно расплатиться с Газпромом. Оплата считается исполненной только после зачисления рублей на счет Газпрома, а если оплата неполная, то запрещено продолжать поставку энергоресурсов, — разъясняет экономист. — Теоретически сохраняется вероятность, что при отказе покупателей из недружественных стран перейти на новую схему оплаты апрельский газ они получат бесплатно. Но газовый вентиль для них Россия перекроет окончательно. 

По словам Думновой, новую схему оплаты некоторые эксперты называют компромиссной, другие задаются вопросом: в чем разница, если экспортеры обязаны продавать 80 % своей валютной выручки? 

— Дело в защите этой валютной выручки, так как недружественные государства вполне могут ввести санкции, блокирующие валютные счета Газпрома. Можно будет получить плату, а вот провести финансовые операции нельзя. По новой схеме поддержкой курса рубля де-факто занимается иностранный покупатель энергоносителей, а ГПБ всего лишь брокер при продаже валюты на бирже, — подчеркивает эксперт. – Да, фактически ничего не меняется для покупателей, разве что они получат небольшие издержки за открытие и ведение рублевого счета в ГПБ, и комиссионные расходы за конвертацию валюты логично отнести на их счет. Однако риск эскроу-счетов в зарубежных банках снят. Даже если ГПБ окажется под блокирующими санкциями США, это не помешает ему проводить операции с евро. Если же ГПБ отключат от SWIFT, это также не помешает банку оперировать с рублями и валютой внутри страны с российскими резидентами через систему передачи финансовых сообщений. 

Уповать на себя

В завершение Татьяна Думнова поделилась своими прогнозами относительно экономической ситуации в стране и регионе. По ее словам, России в кратчайшие сроки важно найти замену сырья, комплектующих и материалов иностранного производства во всех отраслях экономики: 

— В Бурятии будут реализованы программы импортозамещения в добывающей и обрабатывающей отраслях. Планируется создание кластеров, промышленных технопарков, территорий с особым режимом ведения предпринимательской деятельности. Это позволит республике быстрее адаптироваться к новым условиям работы и развиваться. Причём в выигрыше будет не какое-то отдельное предприятие, а весь кластер. Бурятия обладает научно-техническим потенциалом, необходимым для разработки и реализации технологичных проектов. Глава республики поддержал расширение пула проектов в рамках научно-образовательного центра «Байкал». 

Экс-министр отмечает, что, несмотря на трудности 2022 года, главное не паниковать. Продовольствия в стране хватит всем. Но не стоит испытывать иллюзии о скорых изменениях, так как для перестройки сырьевой модели экономики требуется время, а также важна совместная ответственность органов власти, бизнеса и населения. 

— Вскоре возможно новое ускорение инфляции, которая по итогам года может составить от 20 % до 30 %. Вполне можно ожидать, что к июлю инфляция в годовом выражении приблизится к отметке 30 %, оставаясь на этом уровне до конца года. Вместе с тем инфляционный эффект, в отличие от 2020 года, обещает быть долгосрочным, поскольку его преодоление зависит от восстановления прежних экономических связей и возможности формирования новых, а на это нужно время, — предполагает эксперт. — В совокупности принятые меры со стороны правительства РФ и бизнеса по замене как минимум половины потерянного из-за санкций импорта могут повлиять на снижение темпов инфляции до 8–10 % в 2023 году. 

По мнению экономиста, уровень безработицы вырастет к июлю. В условиях нынешнего кризиса работы могут лишиться около 2 млн человек. До начала кризиса в России уровень безработицы упал до исторического минимума 4 % — 3 млн безработных из 72 млн граждан трудоспособного возраста. 

— Возможно удвоение безработицы к концу года — до 9 % от уровня начала 2000-х. Жителям Бурятии не стоит менять работу или переезжать в ее поисках в другие регионы. Есть возможность выбрать из 14 тысяч свободных вакансий в республике или открыть собственное дело, так как государство окажет поддержку, — советует Татьяна Думнова. — Изменится демография предприятий. Предприниматели будут переходить в альтернативные режимы — ИП и самозанятость, чтобы попытаться сэкономить на соцвзносах и снижении административного давления. У ИП тоже больше свободы: возможность работать на патенте, упрощенный учет. К сожалению, кризис это «обмельчание» только усилит — многие средние предприятия сместятся в сегмент малых, малые — в микро, микро — в ИП и самозанятых. 

Экс-глава Минэкономики РБ добавляет: пока идет перестройка экономических отношений, простым гражданам остается уповать только на себя, свои огороды, если они есть, поскольку цены будут расти. Возможно, многие перестанут летать на зарубежные курорты, а будут отдыхать в России. 

Справка
Татьяна Думнова является кандидатом экономических наук, заслуженный экономист Республики Бурятия. Более 13 лет проработала в должности министра экономики РБ. Ныне - председатель комиссии по экономическому развитию и ЖКХ Общественной палаты Бурятии.

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях