инициатива
5237

Известный бизнесмен предложил запустить в Бурятии электрические речные трамваи

Однако в республике никакого интереса к проекту пока не проявили

Скриншот с YouTube / канал "Unimach"

Владелец Национальной резервной корпорации (НРК) и бывший банкир Александр Лебедев предложил властям поддержать развитие водного транспорта в регионах страны. Он хочет поставить в 80 субъектов речные трамваи и построить там инфраструктуру на 30 миллиардов рублей, сообщает сайт РБК.

Предприниматель уже обратился с этой инициативой в федеральный Минпромторг. В письме, адресованном главе ведомства Денису Мантурову (копия есть у РБК), говорится, что для развития подобного транспорта нужно задействовать механизмы государственно-частного партнёрства (ГЧП) и концессионных соглашений.

В пресс-службе Минпромторга РФ изданию сообщили: сейчас государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) прорабатывает с регионами возможность использования ГЧП и концессий для реализации проектов верфи «Emperium» в Санкт-Петербурге. Лебедев – один из её инвесторов. Это нужно, чтобы определить необходимое число судов и объём финансирования.

Целесообразность реализации таких проектов зависит, прежде всего, от работоспособности экономической модели, спроса и готовности бизнеса участвовать в проектах, добавили в Минтрансе, в ведение которого входит ГТЛК.

«Emperium» производит электрические речные трамваи. Лебедев инвестировал в проект около миллиарда рублей. К январю портфель заказов верфи достиг почти 30 судов на общую сумму около шести миллиардов руб.

Судно на электрическом ходу Ecovolt. Видео: YouTube / канал "Unimach"

НРК хочет поставлять электросуда ещё в 18 регионов, говорит её представитель. В этом случае портфель заказов увеличится на 30 миллиардов.

В законодательстве нет никаких ограничений по заключению концессий на речном пассажирском транспорте, передал РБК через своего представителя гендиректор Национального центра ГЧП Павел Селезнёв. Но для массового запуска таких проектов в регионах, необходимо федеральное софинансирование и специально разработанная госпрограмма, которая бы предусматривала выделение федеральных средств.

Издание поясняет: из 30 миллиардов, которые нужны на эти цели, 20 миллиардов рублей идут непосредственно на приобретение электросудов, а около 10 – на создание сопутствующей инфраструктуры, прежде всего – остановок и зарядных станций.

- В структурировании проектов мы будем придерживаться стандартной для концессионных проектов схемы финансирования на базе своего акционерного участия и банковского долга, – рассказали в компании, но не уточнили, сколько собственных или кредитных средств намерена вложить она сама.

Западные санкции, в том числе – на поставку технического оборудования в Россию, введённые в ответ на продолжающуюся военную спецоперацию на Украине, не должны помешать производству судов на верфи «Emperium», утверждает представитель НРК. По его словам, уровень локализации производства электросудов превышает 75%.

Необходимые комплектующие, поставки которых в РФ сейчас невозможны, судостроители замещают комплектующими российского производства или же закупают в странах, которые не присоединились к ограничениям, добавил гендиректор «ИнфраВЭБ» Денис Ноздрачев.

Пассажирский речной транспорт является низкорентабельным или вообще убыточным, учитывая большие капвложения, значительные операционные затраты, сезонность и долгие сроки окупаемости, говорит руководитель отдела аналитики медиагруппы «PortNews» Виталий Чернов. Поэтому, по его мнению, привлекательность концессионных соглашений в этом сегменте выглядит неоднозначной. Чернов считает, что для реализации проекта необходима господдержка и субсидии.

В России уже работает программа льготного лизинга водного транспорта, сообщил представитель ГТЛК. В 2022 году в её рамках компания законтрактовала семь электросудов от «Emperium».

- Мы готовы помочь регионам в осуществлении их планов (по развитию речного транспорта) за счёт применения доказавшего свою эффективность инструмента лизинга, – добавил он.

Наиболее перспективными для поставки речных трамваев в компании считают Санкт-Петербург, Иркутскую, Самарскую, Саратовскую и Астраханскую области, Краснодарский и Красноярский края, Крым и Бурятию. Ни в одном из этих регионов РБК не подтвердили интерес к проекту. В правительстве Питера, Краснодарского края, Приангарья и РБ сообщили, что вообще ничего не знают о предложениях НРК. В остальных – за исключением Красноярского края – не ответили на запросы журналистов.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях