секреты успеха
17454

Житель Улан-Удэ начал бизнес, случайно попробовав иван-чай

Теперь его продукцию покупают по всему миру

Фото: Александра Муромцева

Александр Разживин открыл компанию «Байкальский знахарь» в 2016 году, теперь она называется «Лесная фабрика». Он производит чаи из целебных трав, варенье, мед с кедровыми орехами, масла и бальзамы по старинным рецептам. Свою продукцию и сырье индивидуальный предприниматель поставляет по всей России, а также за рубеж - в Австрию, Германию, Италию, Испанию, Швейцарию, Китай. Мы побывали на производстве, где Александр Разживин рассказал о том, как его дело стало успешным. 

- С чего начинался ваш путь к собственному бизнесу? Как и почему вы выбрали именно эту нишу? 

- Вообще случайно все произошло. Мои знакомые угостили иван-чаем, вкратце рассказали про полезные свойства. Дальше я прочитал в интернете его историю и полезные свойства, про то, что в России его пьют тысячу лет и он был популярен. Меня это вдохновило, и я одному родственнику рассказал об этом классном чае. Он спросил, где продается в Улан-Удэ. И действительно, нигде - и можно заняться таким бизнесом. Тогда я уже начал экспериментировать со своим здоровьем: отказался от алкоголя, на два года отказался от мяса, знал многих, кто увлекался правильным питанием. Наверное, это все в совокупности поспособствовало новому увлечению. 

Начал с иван-чая, продвигал в Улан-Удэ. Закупал его у своих знакомых, которые действительно его собирают на берегу Байкала и производят. Потом мы начали участвовать в различных ярмарках, выставках, продвигались через соцсети. Дальше - больше. Я пытался угодить клиентам, а они хотели и иван-чай, и саган-дали, и кедровое масло. И постепенно ассортимент расширялся. На сегодняшний день у нас около 150 позиций. Того же иван-чая где-то 15 купажей, десять вкусов чагового чая. 

Невозможно все производить, поэтому сотрудничаем с другими производителями. Рынок маленький, все друг друга знают. Например, очищенные ядра кедрового ореха мы покупаем, потому что нужны дорогостоящее оборудование и большие площади, чтобы его сделать. Мы дружим с пасечниками, особенно с проверенными. Уверены в качестве их меда. Джемы с кедровыми орешками тоже делает одна компания в нашей упаковке. Остальное мы сами собираем, сушим, перерабатываем, купажируем, что-то новое придумываем. 

Качественное заводское оборудование мы купили в России, некоторое из которого производится в Китае. В здании, где наше производство, раньше был жилой дом, потом детский сад, и сейчас я его выкупаю. 

- Кто ваши основные покупатели? Есть спрос в Бурятии и за рубежом? 

- Когда я начинал, мало кто знал про иван-чай. Думали, что это трава, как ромашка, которую можно раз в год попить, когда простудишься. Люди не представляют, что его можно ферментировать и получится аналог черного чая, полезный для здоровья. Мы долго над этим работали, и сейчас тенденция к лучшему поменялась, у нас много клиентов. 

Все-таки мы живем и активно развиваемся в Бурятии, постепенно увеличивали количество охваченных магазинов. Сегодня как минимум сто по Улан-Удэ – торговые сети «Николаевский», «Абсолют», «АМТА», магазины правильного питания. Ведем переговоры с еще одной сетью. Также в сувенирных лавках туристы активно покупают нашу продукцию. Через интернет-магазин продаем по России и миру. Покупали страны СНГ, из Австралии, Америки, Канады, практически все страны Европы – Германия, Италия, Испания, Австрия, Швейцария… Думаю, из этих стран на нас выходили все-таки русскоговорящие люди, потому что мы активно над этим не работали. 

Единственный опыт оптовых поставок у нас был с Китаем. Через центр «Мой бизнес» связались с китайской компанией, смогли поставить две позиции. Название «Лесная фабрика» было занято, и нам подобрали новое громкое название «Русская чайная компания». И порядка полутора лет торговали на оптовых площадках Китая. 

- Что вас отличает от других? Вашу продукцию? 

- Люди начинают замечать, что продукты в магазине имеют в составе ненатуральные ингредиенты, усилители вкуса, химию, которые бьют по здоровью человека. Наша продукция полезна для здоровья. Через народную медицину, травяные сборы, мед можно свое здоровье поддерживать без вреда для организма. Мы чувствуем в нашей работе, отзывах клиентов, что делаем благое дело. У нас отчасти социальный проект, чтобы люди были здоровы и счастливы. 

- Какие новинки у вас есть? 

- Новые продукты - ядро кедрового ореха с вяленой клюквой и мед с кедровыми орешками и вяленой клюквой. Очень классное сочетание, вкусно получилось. Экспериментируем с тем, что есть, добавляем новинки. Постоянно создаем подарочные наборы на различные праздники, особенно наша продукция подходит, когда едешь в другой регион. Что привезти из Бурятии? Омуль, кедровый орех и все. А сейчас можно привезти с берегов Байкала иван-чай, саган-дали и таёжную продукцию, которую мы производим. Людям приятно и дарить, и получать такое. Очень много обратной связи, хороших отзывов. 

- Пандемия как-то осложнила вам жизнь? 

- К сожалению, сувенирные лавки в пандемию были закрыты. Мы быстренько переключились на торговые сети, стали больше туда отгружать, делали всевозможные акции, люди онлайн покупали у них нашу продукцию. Конечно, была просадка по продажам. Но мы сплотились, переформатировали нашу работу, чаще стали проводить планерки онлайн. Просадка по продажам все больше и больше выравнивалась, и в августе мы наняли дополнительно людей. В 2021 году нас спасли чартерные рейсы в Бурятию, в сувенирных лавках хорошо стала продаваться наша продукция. 

- С какими еще трудностями вы столкнулись? 

- Есть определенные моменты в плане оптовых поставок. Отдельно на каждую позицию нужно получать лицензию на экспорт. Это достаточно сложно. Попробовали с китайской компанией, поэкспериментировали, в дальнейшем посмотрим. Скорее всего, если лицензию получать, то это будет продажа сырья, тогда это целесообразно делать. Что-то мы можем продавать без лицензии, тот же мед. Но, например, чаговый чай должен быть в смешанном виде, не более 50 %. 

В прошлом году наша компания участвовала в Восточном экономическом форуме во Владивостоке. Также правительство республики закупало у нас большой объем подарков в Москву. Из-за этого мы стали очень заметными, и в августе у нас проходила проверка Роспотребнадзора. Выявилось несколько недочетов, мы активно над ними работали: ремонт делали, вводили программу производственного контроля, еще много всего изменили. Благодаря этому мы значительно выросли в профессиональном плане и в феврале успешно прошли вторую проверку Роспотребнадзора. Если раньше работали по-простому, то сейчас это более профессиональный подход, стараемся сотрудников нанимать более квалифицированных, уже достигли того уровня, когда можем достойную зарплату платить. 

- Сами вы собираете сырье для своей продукции? 

- Первое время сами многие травы собирали и на пасеках мед. Но все равно приходилось докупать сырье. Сейчас не до сборов, в этом нет необходимости. Сколько я соберу? У нас серьезное производство, объемы совсем другие. Я занимаюсь руководством, решением более глобальных вопросов. Конечно, показывал друзьям на отдыхе травы, например чабрец, и мы дружно его собирали, сушили и поделили. 

Нанимаем сборщиков, в том числе из других регионов. Есть поставщики на Алтае, в Тыве, которые поставляют саган-дали. Только в Бурятии он краснокнижный, ну и в еще каком-то регионе. А вообще саган-дали растет по всему Саянскому хребту, который тянется от Алтая и до Монголии. Привозим чагу, так как, к сожалению, у нас ее мало и берез в регионе. Есть несколько местных поставщиков, но объемы не те.

- Сколько в год производите продукции? 

- Чай, корешки, чага, различные травы и их сырье - около 5–10 тонн. Мед, варенье и джемы – где-то 3 тонны. Такая разница из-за того, что с чая мы начинали и его ассортимент больше, а сырье для меда, варенья и джема покупают меньше. Стабильно увеличиваем объемы, но в сложные годы поддерживаем тот уровень, что и в предыдущий. 

- Примерный годовой доход вашей компании? 

- Примерно так: в 2019 году – 8 миллионов, в 2020-м - 10 миллионов, в 2021-м – 12 миллионов. 

- Какие у вас планы развития? 

- В дальнейшем есть планы сделать полноценный сайт на всех языках и активно в Европе продвигать нашу продукцию. 

- Успехов! 

- Спасибо!

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях