фестиваль
16098

«Это абсолютно ни с чем не сравнимый кайф!»

Корреспондент «Информ Полиса» побывал на «Байкальской миле» и увидел чудо-технику, которую привезли на фестиваль его участники

Фото: Ольга Тютрина

С 9 по 13 марта на льду Байкала в селе Максимиха в четвертый раз прошёл международный фестиваль скорости «Байкальская миля». На мероприятие приехали порядка 500 членов команд со всей России, в заездах приняли участие 106 пилотов. Здесь же можно было увидеть более 60 единиц самой разнообразной техники - от привычных нам иномарок до ретромобилей и самодельных машин.

Однако мы прибыли на фестиваль, чтобы не только рассказать о его уникальности, но и узнать его плюсы и минусы для уникальной природы Байкала. 

О зрителях не забыли

В субботний мартовский день на Байкале у села Максимиха было шумно с самого утра. Фестиваль шёл четвёртый день. Кто-то уже установил свой рекорд, кто-то побил свой прошлогодний, а кто-то не совсем удачно выступил и тешил себя надеждой в последний день фестиваля не ударить в лед лицом. 

За ограждение, где стояла вся причудливая техника и суетились участники заездов, организаторы пускали только членов команд и журналистов. 

Однако в этот раз о зрителях не забыли и места для них отвели так, чтобы всем было удобно наблюдать за процессом гонок. Параллельно проводились разные весёлые конкурсы. 

Ровно в полдень для всех присутствующих прошёл концерт с участием звёзд бурятской эстрады, с напутственным словом выступили зампред правительства республики Иван Альхеев и организаторы фестиваля. Торжественная часть завершилась парадом техники, где каждый мог рассмотреть интересные машины и сфотографироваться с ними. 

В зоне «пит-стоп» то и дело громко шумели машины. Участники периодически выполняли скоростные заезды, где фиксировалась скорость их разгона, а после ставили машины на специальные клеенки, чтоб на лёд ничего не капало, и обменивались друг с другом опытом и впечатлениями. 

«Ребята наши в восторге»

Команда Big Boys Big Toys прибыла на фестиваль из Москвы уже во второй раз. В их гараже семь автомобилей, среди которых Chevrolet Apache 1961 года с мощностью 1 100 лошадиных сил, Chevrolet Bel Air 1956 года, показавший скорость 140 км/ч за ⅛ мили, и Chevrolet Sedan Delivery 1955 года.

- «Апач» мы собрали за полтора месяца специально для «Байкальской мили». Мотор поменяли, две турбины поставили. Но у нас случилась оказия. Мы проехали один раз милю, показали скорость 200 км/ч, и он поехал бы дальше, но коробка «полетела» и нам не хватило запчастей. Мы и этому рады, что она проехала один раз, потому что в нормальных условиях такая машина должна собираться не меньше полугода, - объясняет участник команды Денис Самсонов. 

Все раритетные авто прибыли из Москвы на автовозе. Дело затратное, но гонщик признаётся, что оно того стоит. 

- Это абсолютно ни с чем не сравнимый кайф! На мой взгляд, Байкал - это одно из чудес света, это очень круто! Я здесь в первый раз. Ребята наши в восторге - все очень хотели поехать сюда. Здесь невероятно приятная атмосфера, северное радушие, все добрые. За один день мы завели огромное количество новых друзей. Люди просто подходят, и ты начинаешь с ними общаться, - делится восторгом Денис. 

Основа - двигатель от самолёта

Один из самых необычных аппаратов на «Байкальской миле» в этом году - это четырёхколёсный мобиль «100ЯК», основа которого - турбореактивный двигатель от самолёта «ЯК-40». За милю такая машина набирает более 250 км/ч, и это не предел.

- Запас по тяге настолько большой, что если позволят покрытие и резина, то и 500 км/ч не предел. Самолет с таким двигателем имеет крейсерскую скорость 650 км/ч, - рассказывает капитан московской команды «Падонки» Лев Гаряев. 

Тормозить после такого разгона приходится при помощи парашюта. Этот аппарат собран инженерными усилиями всей команды. 

- Основание - двигатель от «Яка», остальное - наше техническое творчество. Рама собственного изготовления, передняя подвеска от «Соболя», задняя от «Фольксваген-Пассат-Б6», амортизаторы и тормоза индивидуального изготовления. Мотор заводится сжатым воздухом изначально, но мы его сделали на электрозапуск от стартер-генератора, - объяснил Лев. 

Уже вечером мы узнали, что на этом чудо-технике Лев Гаряев установил абсолютный рекорд «Байкальской мили» за все четыре года фестиваля - показал скорость 283,745 км/ч. 

Но были в те дни и другие достижения. Фиксировать их не в первый раз прибыл на Байкал главный редактор Книги рекордов России Станислав Коненко. 

- Был зафиксирован рекорд наибольшей скорости постановки автомобиля в дрифт на льду с результатом в 252 км/ч, - сообщил он. 

Имея за плечами большой опыт путешествий на различные мероприятия и наблюдения за разными рекордами, Станислав отметил, что «Байкальская миля» - уникальный фестиваль, которому нет равных в России. 

«Кулибин» из Красноярска

Есть здесь и менее скоростная маленькая техника, мимо которой тоже нельзя пройти. Иван из Красноярского края управляет маленьким аппаратом, похожим на трёхколёсный велосипед. Мужчина шутя признался, что соревнуется здесь сам с собой - в прошлом году разогнался до 60 км/ч, в этом удалось побить свой же рекорд и достичь скорости под 70 км/ч.

- Второй раз участвую здесь, и второй раз на своих маленьких самоделках. Он полностью самодельный: двигатель от мотоблока, передняя вилка от мопеда, руль велосипедный, тормоза от другого мопеда, сиденье от стадиона, дуга от старого полотенцесушителя, колёса картовые. Такая сборная солянка, - рассказывает Иван. - Прежде всего это проверка того, на что руки способны. Создать - хорошо, проехать - хорошо, а погоняться - это для техники уже другое, тут всякие поломки вылезают. Но однозначно стоит сюда приехать, посмотреть на ребят - кто что делает, на интересные машины и мотоциклы. 

Работает экологический патруль

Разумеется, возникает вопрос, а насколько такой фестиваль безопасен для природы Байкала. Ведь всё-таки машины стоят на льду, а плёнка, на которой они припаркованы, не всегда сможет спасти от попадания на озеро мазута и ГСМ. 

- У нас работают 16 волонтёров из Баргузинского района и наш экологический патруль, - говорит московский организатор «Байкальской мили» Елена Кузнецова. - До начала мы получаем разрешение от Байкальского природоохранного ведомства. Делаются экспертизы, выясняется, каким сорбентом мы будем в случае разлива технических масел обрабатывать лёд, какие у нас выставлены посты, сколько и откуда используется вода для заливки трещин. Если трещина во льду, мы думали, приедет пожарная охрана и зальет. Оказалось, нельзя. Из Байкала - тоже нельзя. Поэтому воду берем только с территории турбазы «Кумуткан» (там своя скважина) и оттуда возим ее. 

Елена Кузнецова подчеркнула, что курящие участники команд курят в специально отведённых местах и уезжают домой «с полными карманами бычков». Если же патруль находит окурок, то на этом месте выставляется знак «Осторожно! Жёлтый лёд». 

- Конечно, мы понимаем, что это не совсем экологическое мероприятие - у нас техника, масла и выхлопные газы. Но вся техника до этого обязательно проходит техническую инспекцию, - добавляет организатор. - Нельзя жить сейчас в отрыве от природы. Мы сюда приезжаем и пытаемся показать, как нужно в нашем мире соприкасаться с природой. Дело не в том, что ты уберёшь, а в том, что можно изначально не мусорить. Если каждый берет на себя обязательство оставить после себя чистый Байкал, значит, он будет чистый. Вчера у нас был один разлив масла. У нас просто весь лагерь «стоял на ушах» и убирал это масло! Мы максимально стараемся оставить после чистоту, даже сделать чище, чем было. 

После фестиваля сюда приезжает комиссия из состава членов государственных и республиканских ведомств, а также общественников, чтобы принять чистую площадку. 

- Шесть километров мы все вместе пешком проходим, всю территорию смотрим, чтобы после нас ничего нигде не осталось. Пока не сдадим площадку экоконтролю, мы отсюда не уезжаем, - подытожила Елена Кузнецова. 

«Байкальская миля» стала и точкой, где предприниматели Баргузинского района смогли неплохо подзаработать. Здесь продавались разные сувениры, которые охотно раскупали приезжие гости, работала и кухня с «кусающимися» ценами. Например, тарелку солянки можно было купить за 300 рублей, буузу - за 90, стакан чая - за 100, шашлык с пятью кусочками мяса - за 450. Любители «горячительных» напитков могли побаловать себя стаканом глинтвейна за 400 рублей.  Неудивительно, что такое мероприятие позволяет бизнесменам делать сразу годовую выручку, о чём нам по секрету рассказал один из предпринимателей. 

Шефство над детским домом

Организаторы «Байкальской мили» решили оставить после себя полезный для природы след. Об этом рассказал Иван Альхеев. 

- Глубина Байкала - 1 642 метра, и по количеству метров организаторы решили высадить сосновую рощу - 1 642 дерева. С местом и временем проведения этой акции мы скоро определимся, - поведал зампред. 

Глава Баргузинского района Михаил Мишурин рассказал, что ещё в прошлом году организаторами было принято решение навестить детей из детского дома «Звёздный» в Баргузине и показать им технику, участвовавшую в гонках. И в этом году инициатива была выполнена. 

Более того, организаторы взяли шефство над этим центром, где проживают более 50 ребятишек, и год назад на выставке «Мотовесна» в Москве смогли за неделю собрать 1,3 млн рублей для строительства площадки на территории детского дома «Звёздный». В октябре прошлого года площадка с ограждением, покрытием, футбольными воротами, стеками для баскетбола и волейбола и тренажерами была построена. 

- Мы за ними следим, дружим с ними, помогаем, чем можем, - говорит Елена Кузнецова. - На Новый год подарки им отправляли, скидывались. Представительство Республики Бурятия в Москве нам помогало - отправляло эти подарки. Мы взяли на себя такое шефство, и нам очень нравится. 

Также в этом году на мероприятие привезли 28 ребят из «Звёздного», Республиканского реабилитационного центра и Кабанского детского дома. Все дети посмотрели технику и прокатились на ней с известным блогером Димой Гордеевым, за которым любят следить в интернете. 

Делая вывод, хочется сказать, что такое мероприятие нужно людям. Этому свидетельствуют присутствие на нём сотен людей с разных концов республики и других регионов, положительные отзывы в интернете и жажда интересного зрелища. А гонки сами по себе не могут быть не захватывающими. 

Возвращаясь к вопросу экологии, хочется верить в ответственность организаторов, с любовью и трепетом подходящих к своему делу. А справятся ли они с миссией по уборке Байкала - покажет время.

Итоги «Байкальской мили»

Абсолютный рекорд - 283 км/ч - Лев Гаряев (ТС с двигателем от самолёта «ЯК-40»).

Самая быстрая мототехника - 240 км/ч - Анатолий Ушаков (Suzuki Hayabusa).

Рекорд скорости в дрифте - 252 км/ч - Сергей Кабаргин (Flanker F).

Самый большой участник - 91 км/ч - судно на воздушной подушке «Бирюса» от компании «ВосходЪ».

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях