Коронавирус
4786
3

Известный экономист из Бурятии рассказал, как COVID-19 перевернул мировую торговлю

Эксперт заявил, что она всё больше уходит в онлайн

фото: pixabay.com

Экс-советник главы РБ по экономическим вопросам, известный экономист и бизнес-консультант Алдар Бадмаев опубликовал любопытный пост про революцию в глобальной логистике. Он рассказал, как эпидемия коронавируса повлияла на мировую торговлю.

По словам эксперта, ограничение на физическое перемещение людей, в том числе – запрет на посещение торговых центров и магазинов, а также отказ от поездок в другие регионы и за границу привели к резкому росту интернет-покупок.

- При этом покупалось всё, начиная с продуктов питания и готовой еды вплоть до предметов длительного пользования, подарков и т. д, – отмечает Алдар Бадмаев. – Можно сказать, что пандемия выступила катализатором перехода на кардинально новую платформу мировой торговли. Стандартная цепочка поставки товара до конечного покупателя в этих условиях кардинально изменилась. Если раньше она выглядела как «производитель – оптово-торговая компания – розничная торговля/сеть – покупатель», то теперь – «производитель – интернет-торговая компания – сеть доставки – покупатель». Поменялись два звена. Место оптово-торговой заняла интернет-торговая компания, а место розницы – сети доставки.

Среди последних – «Wildberries», «Ozon» и «Aliexpress». Первопроходцем же здесь стала американская компания «Amazon».

- Но сейчас пальму первенства в глобальной торговле захватывают китайские «Alibaba», «Taobao» и т. д.. Теперь покупатель приобретает товар не в магазине или в торговой сети, а на сайте, в Интернете. И приходит за ним не в магазин, а в точку доставки, число которых растёт не по дням, а по часам. Аналогичный рост испытывают логистические склады. Их нехватка привела к росту цен на аренду соответствующих помещений и активизации их строительства в регионах-хабах, – пояснил Алдар Бадмаев. – Соответственно, изменения произошли и  в каналах физической доставки товаров.

Вместо вагонов и длительных маршрутов популярность получили скоростные контейнерные рейсы, авиационная и автомобильная доставка. Они сокращают сроки и  количество опосредующих звеньев. Всё это сказывается на совокупных расходах на доставку. И это – даже на фоне роста стоимости самой доставки благодаря выпадению оптово-торговых компаний с их зубодробильными наценками, добавил эксперт. Затраты на перевозку товаров при этом несут сами производители, которые, естественно, заинтересованы в их снижении.

- Таким образом, общее снижение транзакционных издержек привело к фундаментальным сдвигам в глобальной логистике и структуре всей мировой торговли. Покупатель, по сути, выходит на производителя по самому кратчайшему пути и в случае, если роль интернет-торговой компании играет соответствующий отдел продаж предприятия, то между ними оказывается только глобальная сеть доставки с минимальными наценками, – отмечает Бадмаев. –  При этом нельзя недооценивать роль сетей доставки. 

Последние фактически выполняют роль своеобразной биржи, строго гарантируя качество товара и при возникновении претензий – возврат заказа или денег покупателя.

Возврата к былой – крайне громоздкой и затратной системе мировой торговли – уже не будет. Конкуренцию с глобальной интернет-торговлей розничные сети, по словам экономиста, безнадёжно проиграли – как и битву по выбору товаров, их изобилию и  ценам. Теперь фишкой торговых центров должна стать не продажа как таковая, а услуги комфортного времяпровождения и досуга семьи. Речь идёт, по сути, о создании города в городе.

- Розничная торговля, где можно потрогать товар руками, ощутить тактильные эффекты, пообщаться с консультантом, конечно, тоже сохранится, но займет своё узкое место – так же как, например, индивидуальный пошив в век прет-а-порте (это модели готовой одежды, поставляемые крупными модельерами в массовое производство – прим. авт.). Подлинная конкуренция сейчас разворачивается между разными интернет-сетями за скорость доставки, цену транспортировки, качество обслуживания клиентов, – считает Алдар Бадмаев. – И здесь уже нет разницы в национальной принадлежности той или иной компании в силу глобального характера их деятельности. На первый план выходит совершенно другие параметры бизнеса.

В этих условиях не выдерживают никакой критики современные модели развития логистической сети в России, отмечает специалист.

- Они по старинке ориентируются на национальные границы как жёсткие ограничения в транспортной модели. Таким образом, получаются устаревшие автаркические схемы, в которые уже заложены неэффективные цепочки доставки и  излишние затраты. В связи с этим они изначально проигрывают глобальным сетям, для которых РФ – лишь часть глобальной карты мира, а не некая изолированная территория, – пишет экономист на своей странице в Facebook. – Дополнительный минус для российских компаний –  огромная территория, растянувшаяся на тысячи километров с востока на запад. Многие регионы проще и дешевле обслуживать из логистических центров, находящихся в соседних государствах.

Проблема пока лишь в одном – трудности пересечения товаров через границу и их оформлении. «Из-за этого тому же «Aliexpress» проще везти товар через Москву. Но тогда сроки доставки из Китая достигают полутора-двух месяцев, что, конечно, совершенно не может никого удовлетворить. И всем ясно, что эта проблема когда-то всё равно будет решена», – заключил Алдар Бадмаев.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях