инициатива
10852
5

Чем жителям Бурятии угрожает новый проект закона о туризме?

Его планируют вынести на осеннюю сессию Госдумы

Фото: Евгений Коноплёв

Думаете, что отобрать право собственности на землю и имущество, лишить региональные и муниципальные власти права голоса, а население выбора - лишь страшный сон? С какой-то долей вероятности на некоторых прибайкальских территориях это вполне может стать страшной реальностью. 

Депутаты Госдумы на рассмотрение внесут новый законопроект «О туристских территориях», который направлен на развитие туристической инфраструктуры. И для Бурятии он может стать решающим, ведь в республике давно пытаются сдвинуть туризм с «мертвой точки». 

Но стоит ли рисковать благополучием местных жителей, экологией и свободой выбора ради призрачных перспектив? 

Что за закон?

Уже много лет в Бурятии теплится надежда на скорое и успешное развитие туризма. Первым шагом к стремительному «взлету» было создание ОЭЗ (особых экономических зон) по всей России, в которую вошел не совсем успешный и пока так и не приносящий ожидаемый успех проект «Байкальская гавань» в Турке. 

Малую пользу от ОЭЗ отметили и в Госдуме. И на смену особым экономическим зонам депутаты придумали новый законопроект «О туристских территориях», который дает ряд преимуществ для будущих инвесторов. 

В перспективе – повышение уровня туристской инфраструктуры, а по факту многие пункты законопроекта могут принести немало проблем местным жителям. А при наихудшем раскладе даже привести к экологической катастрофе. 

Федеральный законопроект выдвинул на рассмотрение депутат Госдумы Борис Пайкин (ЛДПР), председатель комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи. 

Разрабатываемые правовые нормы преследуют главную цель – наконец-то поставить на рельсы туристический бизнес по всей России и создать благодатную почву для развития. 

Для этого предлагается создание неких «туристских территорий», которые будут подчиняться своим законам и правилам. А регулировать их деятельность будет централизованный орган – управляющая компания. И жить эти специально отведенные территории будут согласно новому законопроекту, пункты которого могут противоречить другим федеральным законам. 

Управляющая компания, согласно законопроекту, будет регистрироваться как акционерное общество. 100 % акций будет принадлежать государству. Исходя из этого, можно сделать вывод, что управляющая компания – это коммерческая организация. А управлять территориями, которые будут обозначены как «туристские», доверят назначенному генеральному директору, совету директоров и наблюдательному совету. И логично, что целью коммерческой организации будет получение прибыли. 

Как определят территории?

В 16-й статье законопроекта черным по белому написано, что препятствий для обозначения туристской территории практически нет. 

Туристская планировка может являться даже основанием для пересмотра границ земель нацпарков и особо охраняемых природных зон. 

К акваториям инициаторы закона тоже хотят протянуть руки – «Водные объекты (части водных объектов), находящиеся в границах туристской территории, предоставляются управляющей компании на праве собственности или аренды без проведения торгов». 

Однако, учитывая то, что главная цель будущих резидентов – получение прибыли, то о сохранении Байкала нам останется только мечтать. И даже не долгосрочная аренда небольшого участка байкальской акватории может нанести огромный урон экологии и чистоте священного озера. 

Стоит отметить, что Минприроды РФ не одобряет данные пункты законопроекта, поэтому остается надеяться, что хотя бы ООПТ получится отстоять. 

Жителей - выселить?

Но страх вызывает еще и то, что если на предполагаемой «туристской территории» окажутся жилые дома или муниципальные строения, их просто-напросто уберут, а людей переселят. Ведь управляющая компания будет иметь право снести любые строения, здания и занять земли, даже если там уже подготовлен какой-либо муниципальный проект или находятся жилые дома местных жителей. 

Например, на территории запланировано и согласовано строительство школы или детского сада. Но если дочерняя организация управляющей компании захочет занять эту землю, то местоположение объекта придется менять. И происходить изъятие земель будет без публичных слушаний. То есть мнение и желания местных жителей, региональных и муниципальных властей никто учитывать не собирается – подчеркнем, что, конечно, такая ситуация возможна только в том случае, если критикуемый законопроект будет принят. 

Границы туристских территорий, согласно разрабатываемому законопроекту будут определяться на 70 лет. 

Это же относится и к жилым домам. Если вдруг получится так, что потенциальный инвестор захочет занять земли, а там есть участки, на которых люди живут по несколько десятилетий, то их могут лишить жилья. Еще и без права обжалования такого решения в суде. Судиться можно будет только за размер компенсации за изымаемый участок. 

«Что же делать жителям?» - спросите вы. На это законотворцы при принятии закона предлагают каждому муниципалитету создать свой маневренный фонд «для предоставления жилых помещений гражданам, которые являлись собственниками жилых помещений, изъятых для государственных нужд в связи с включением в границы туристской территории». 

Но то, где районам брать деньги или жилые помещения для переселения людей, - непонятно. 

Ради чьих выгод?

Но вишенкой на торте и одним из главных поводов для возмущения становятся условия, которые предлагаются для резидентов новых территорий. 

Первое – региональные и муниципальные власти управлять этими территориями не смогут. Эти компетенции полностью отдаются управляющей компании. 

Второе – ряд льгот и преференций. Кроме предоставления льготного налогообложения, компаниям-резидентам хотят возмещать затраты по кредитам (до 100% от ставки рефинансирования), за счет «государства» оплачивать техническое присоединение к благам цивилизации и даже возмещать часть средств по уплате НДС и таможенных пошлин. 

К тому же сносить объекты капитального строительства можно будет безо всяких проектов, а выравнивать рельеф местности без согласований. 

На кон поставить всё

Общественники Бурятии и Иркутской области не на шутку обеспокоены новым законопроектом, который планируют вынести на осеннюю сессию в Госдуме. 

Сейчас документ направили на рассмотрение во все подведомственные министерства РФ и регионы. Но тут-то и произошла несостыковка. Оказалось, что законопроект был согласован республикой без участия общественности и самого главы. 

Во время встречи Алексея Цыденова с советом представителей байкальских регионов Бурятии жительница Баргузинского района Галина Арсеньева обратилась к главе и попросила изучить документ тщательнее. 

- Я несколько дней дозванивалась в подведомственные органы, чтобы выяснить, как проходит рассмотрение этого закона в республике. На то, чтобы получить ответ, мне понадобилось 9 дней. В итоге я добилась ответа. Уж не знаю, возможно, это все прошло в обход вас, Алексей Самбуевич, но в документе написано, что Бурятия с этим законом согласна. Как это так? - сказала во время выступления известная общественница. 

Сейчас общественники двух регионов собираются писать открытое письмо во все подведомственные министерства и учреждения. 

К слову, Алексей Цыденов письмо с согласованием законопроекта сказал отозвать и рассмотреть его с активным участием республиканских министерств и общественности. 

Учитывая в определенной степени абсурдность и несоответствие нового законопроекта с другими ФЗ (а в некоторых моментах и с Конституцией), осмелимся сделать вывод, что в таком виде его вряд ли примут. Но возможно всякое. 

Трактовка нового закона может слишком сильно «аукнуться» жителям и властям Бурятии. И стоит ли ставить на равные чаши весов экологию, общественное спокойствие, права граждан и крупные туристические центры на берегах Байкала?

Автор: Арина Филиппова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях