дороги
9570
4

Журналист вместе с экспертом проверили, как в Улан-Удэ строят тротуары

Оказалось, что в разных районах города одни и те же недостатки

Фото: Евгений Коноплёв

В столице республики продолжается строительство дорог. В прошлый раз мы пытались разобраться в том, почему на совсем недавно отремонтированных улицах трескается и крошится асфальт. Сегодня мы продолжим эту тему, но уже затронем тротуары, которые починили в прошлом году и продолжают делать в этом. 

Вместе с инженером-строителем автомобильных дорог мы посмотрели, как строят нашумевшую велодорожку на Верхней Берёзовке, и проверили, как «чувствуют» себя тротуары в сотых кварталах, отремонтированные прошлым летом. 

«Со временем будет ямка»

Велосипедную дорожку на Верхней Берёзовке ждали, наверное, все велолюбители в городе. Ещё бы, ведь она станет единственной в Улан-Удэ, не считая небольшого участка для велосипедистов в 102-м квартале. 

Сейчас полным ходом идёт её строительство. Первым делом именно сюда мы приехали вместе с инженером-строителем автомобильных дорог Алексеем Шадриным, чтобы посмотреть, как идут работы, и узнать, всё ли делается здесь согласно нормам.

 

Первое, на что обратил внимание наш эксперт, – на проезжей части стоит каток, но перед ним не выставлено никакого предупреждающего знака для водителей о ходе работ. Один из рабочих заметил наше пристальное внимание и выставил дорожные конусы, что полагалось сделать ещё перед началом работ.

 

Алексей указал на место соединения свежего асфальта со старым. Он отметил, что здесь рабочие упустили важный момент: 

- Участок должен быть обеспылен, грязи в местах сопряжения быть не должно. Здесь всё должно быть пролито битумом, но я этого не вижу. Свежий асфальт накидывают, а место сопряжения со вчерашним не проклеено. В будущем это приведёт к отслоению одного слоя от другого. 

 

Второе замечание инженера: под бортовым камнем (маленький бордюр по краям тротуара) отсутствуют бетонные подложки снизу. К тому же внизу, между бортовым камнем и грунтом, нет необходимого расстояния в десять сантиметров.

 

- Из-за того, что в основании нет десяти сантиметров, бортовой камень начинает «ходить» в стороны. Каток поехал, дал нагрузку на полотно – камень наклонился вбок. Получается, из трёх граней, где должен быть бетон, он есть только в двух, - объяснил Алексей Шадрин. 

Мы подходим к уже готовому заглаженному участку будущей велодорожки. Инженер находит место стыка свежего асфальта с чуть старым. В этом месте сконцентрировалось большое количество крупных камней, входящих в состав асфальта в качестве заполнителя. Крупный камень очень плохо связывается между собой, а потому даже пальцами можно легко вытащить его из асфальта. 

- Из этого места стыковки будет вылетать камень. Постепенно это приведёт к разрушению. В места сопряжения попала грязь. В целом смесь для асфальта была приготовлена некачественно. Когда заливали асфальт, камни распределяли неравномерно. Крупные камни из заполнителя можно было убрать и оставить мелочь. Теперь же, если комитет городского хозяйства будет здесь очищать снег трактором, механическая щётка просто выбьет эти крупные камни из асфальта, - уверен эксперт. - Крупный камень собрался в одном месте, мелкого заполнителя нет. Камень вылетит и со временем будет ямка, которая постепенно вырастет. 

Трещины, волны и промоины

Прогуливаемся по дорожке дальше. Там, где дорога отворачивает на Этнографический музей, можно встретить волны. Произошло это из-за невыдержанного температурного режима – каток загнали либо на горячий, либо на уже совсем холодный асфальт. 

Заметить можно и трещины. Притом не одну или две, а целую сетку! Едва уложенный асфальт уже начинает понемногу крошиться. Алексей Шадрин объяснил, почему так происходит: 

- Внизу пучинистые грунты, которые дают упругую деформацию. Грунт здесь увлажненный, но закатанный асфальтом, и он не сможет просохнуть. Когда на этот участок даётся нагрузка, он уходит вниз, нагрузка снимается – поднимается вверх. Как бы «ходит» вверх-вниз. Если бы тут ездили машины, то давно бы уже всё разрушилось. Ну а если дорожку будут обслуживать именно тракторы, то нагрузки, соответственно, будет больше и это разрушит покрытие. 

Проблему усиливают часто встречающиеся несанкционированные съезды. Инженер объясняет, что план по строительству этой дороги мог составляться несколько лет назад, а за это время кто-то успел построить вдоль дороги дом. Естественно, чтобы сделать к дому подъезд, дорогу нужно занизить в определённых местах. А это уже в планы строителей не входило. 

- Усиления дорожной конструкции под съездами нет. Обычно бордюр просто кладут ниже, чтобы машина проезжала. Но никто не пересчитывает, сколько нужно добавить щебня и бетона, чтобы укрепить все нижележащие слои. Постепенно машина продавливает колею. Местами грунт мягкий и со временем перестаёт принимать нагрузку, становится жижей и разрушает вышележащие слои. Если тут дом, то сюда будут заезжать тяжёлые машины с дровами или углём. Да даже если человек каждый день по два раза будет проезжать по этому участку, то это даст большую нагрузку и вскоре приведёт к разрушению, - уверяет Алексей Шадрин. 

Кроме того, велосипедная дорожка будет страдать и от воды. По её краям дождевые потоки уже промыли для себя канавы и образовали застои у основания асфальта. 

- Водоотводов здесь никаких нет, воде некуда деваться, она будет скапливаться и при переполнении выходить на дорогу. А если вода будет скапливаться у основания, то в любом случае произойдёт переувлажнение грунта, что неблагоприятно для покрытия. Основание просто перестанет воспринимать нагрузку, - констатировал инженер. 

Несогласованные работы

Проезжая по улице Сахьяновой, мы обратили внимание, что здесь провалился люк и с краю на дороге образовалась дыра. В перспективе такой же провал ожидается ещё в двух местах. Ремонт дороги здесь делали два года назад. 

В чём же здесь дело, объясняет Алексей Шадрин: 

- Возможно, при устройстве дождеприемного колодца произошла просадка грунта, где-то плохо уплотнили. Основание колодца пришло в негодность, инженерные сети начинают проседать. Не исключено, что перед дорожными работами здесь проводились коммунальные работы, торопились и не до конца уплотнили грунт, в итоге произошло проседание и, как следствие, размывы. У нас часто идут несогласованные работы дорожников и коммунальщиков. Замечали же – где сделали дорогу, там через год начинают менять трубы. Не могут они между собой договориться. 

Вода «подъедает» асфальт

115-й квартал. Тут новенький асфальт положили в прошлом году, когда дожди уничтожили непокрытую дорогу. И всё здесь хорошо, кроме большой лужи, занимающей половину проезжей части. По краю вырыта канава, из которой воде некуда бежать. 

- Сделали канаву, которая никуда не выводит, и её можно использовать только в качестве испарителя. Вода в ней стоит и заболачивается. Нет сброса воды и с проезжей части. По идее нужно было найти самое низкое место на проезжей части, где скапливается лужа, и сделать разрыв в бортовом камне. Но если будет сброс, то с краю нужно делать испаритель, либо просто откачивать воду, - считает Алексей. 

Вместо этого при сильных дождях вода заполняет эту канаву, и у неё нет другого пути, как выплеснуться на проезжую часть и тротуар, вынося с собой грязь и песок. И здесь так же, как и на Верхней Берёзовке, идёт переувлажнение основания, которое в будущем приведёт к разрушению асфальтового покрытия. 

110-й квартал. Здесь обрушился огромный кусок тротуара. После дождя подобная катастрофа случается во многих районах города. В качестве примера мы с Алексеем проанализировали этот участок. 

Дело в том, что находится он внизу и, когда льёт дождь, вся вода огромным потоком стремится вниз, как раз в это место. Скапливаясь, потоки воды как бы ищут дальнейший путь и находят его в слабом месте под асфальтом. 

- Вверху, откуда течёт вся вода, нет никаких прерывателей, которые могли бы эти потоки отсекать, чтобы вниз сбегала не вся вода, а лишь малая её часть. Тогда бы таких последствий не было. А в результате вода скапливается здесь, подмывает основание асфальта и происходит обрушение, - говорит Алексей Шадрин.

Мы заметили, что вода понемногу «съедает» и основание у проезжей части. А поскольку движение здесь интенсивное, рано или поздно автомобили продавят этот участок и асфальт провалится вниз. 

- Нужно предусматривать прерыватели воды вверху, чтобы сюда шло гораздо меньше воды, и тогда можно избежать негативных последствий, - уверен инженер-строитель. 

Об источниках проблем

Теперь рассмотрим вместе с экспертом общие проблемы, негативно влияющие на ремонт дорог: 

Экономия. Первоначально подрядчик роняет цену до 30 - 40 %. Далее приходится экономить на материалах, заработной плате, квалифицированных специалистах, дорожных знаках и конусах, возможно, на транспорте. По мелочи накопится большая сумма. Строители экономят, не просчитывая риски, на которые они идут при заключении договоров. 

Бракованный материал. К примеру, на заводе из 10 тысяч штук бортового камня 100 получились бракованными (со сколами, нарушенными размерами и т. д.). Завод может их продавать, потому что имеет право. Соответственно, бракованный товар продают порой в два раза дешевле. Любой организации выгоднее его купить, а заводу продать. Иногда брак получается от неправильного хранения материала – образуются трещины, сколы. Потом их устанавливают, трещины пытаются как-то заштукатурить. Для этого есть специальные ремонтные составы, но они дорогие. Поэтому проще купить мешок цемента, разбавить его с водой и закрасить «косяки». Поэтому считаю, что нужно принимать работу и выявлять все недочёты во время производства, а не когда уже работа сдана и принята. Когда работа принята, там ООО может уже закрыться, а страдать будет заказчик. 

Контроль работ. У заказчика есть специалисты, которые осуществляют контроль за ходом работ. Но в связи с тем, что по городу ремонтируется много дорог, они просто не успевают всё отслеживать. Им нужно приехать, проверить, осуществить входной контроль на каждом объекте, составить отчёт и так далее. Большая нагрузка. Этим пользуются подрядчики. Бывает и такое: жители видят некачественное выполнение работы, пишут обращение в проверяющие органы, проверка приезжает, как правило, через 2 - 3 дня, а подрядчик за это время успевает визуально закрыть все «косяки», чтобы этого не было видно. 

Тротуарная плитка. В городе встречается вибропрессованная плитка, которая готовится из сухой смеси, быстро готовится, но обладает плохой морозостойкостью, потому что в ней большое содержание пор внутри. Она вбирает в себя влагу. И в осенне-весенние периоды, когда днём тает снег или лёд, вода попадает внутрь, в ночное время замерзает. Влага, замерзая, увеличивается в объёме и, соответственно, начинает постепенно разрушать плитку изнутри. 

Нет общего планирования. Бывает так, что одну улицу делают, а места сопряжения с другими - нет. И получаются неровные стыки, бугры. У нас есть участок – граница производства работ, за которую подрядчик несёт ответственность. А как его работа повлияет на то, что за пределами участка, непонятно. Комплексного подхода нет. 

Идеального нет нигде. Ко всем работам есть определенные допуски по отклонениям. Даже для тротуарной плитки или бордюров есть ГОСТы, на которые действуют отклонения именно по геометрическим размерам, по внешнему виду. Идеально всё только на бумаге. 

Во время подготовки публикации у нас накопилось много вопросов, которые мы хотели бы адресовать городскому комитету по строительству. Однако в разгар рабочего дня трубку телефона комитета никто не взял. Наш визит в комитет также оказался напрасным - дверь начальника управления была закрыта.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях