469

Вырубки под прицелом камер

Строительство БАМа и вырубку леса будут контролировать общественники и экологи

Месяц назад Госдума дала добро на вырубку зелёных насаждений на Байкале ради БАМа. Тогда депутаты приняли в третьем чтении закон, который позволяет переводить земли лесного фонда в земли других категорий при строительстве и реконструкции железнодорожных объектов – в частности, проводить сплошную вырубку леса на берегах священного озера до 31 декабря 2024 года.

Срубят только шесть гектаров

Однако руководство республики уверяет: сплошняком лес вырубать не станут. Накануне глава Бурятии Алексей Цыденов, генеральный директор ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров и и. о. председателя Общественной палаты республики Татьяна Думнова даже подписали меморандум, главная цель которого - «взаимодействие по обеспечению охраны окружающей среды в соответствии с федеральным и региональным законодательствами», а ещё общественный контроль за вырубкой леса при реализации проекта модернизации БАМа и Транссиба в пределах Байкальской природной территории.

- Сегодня мы подписали меморандум, который предусматривает мероприятия по охране окружающей среды при реализации проекта развития БАМа и Транссиба. Документ очень объёмный. К нему прилагается план, включающий порядка 48 пунктов, в которых подробно прописаны действия всех сторон. Это контроль за земельными участками, где будет вестись деятельность по модернизации железной дороги, и за вырубкой и дальнейшим восстановлением зелёных насаждений, - отметил Алексей Цыденов.

Также глава Бурятии подчеркнул, что реконструкция, о которой идёт речь, не подразумевает сплошные рубки на Байкале - зелёные насаждения будут убирать только в зоне отвода железной дороги. Общая площадь этих отводов составит не более шести гектаров.

- Хотелось бы подчеркнуть, что те вырубки, про которые мы говорим, - это не сплошные вырубки на Байкале. Это только очень ограниченные участки в полосе существующей железной дороги БАМа, - отметил Алексей Цыденов.

Кроме этого, глава Бурятии заявил, что большой перечень работ направлен на охрану окружающей среды.

- Это создание аварийно-восстановительных комплексов, которые в случае, если что-то произойдет, немедленно реагируют. И это не только в местах строительства БАМа, но и в целом по территории железной дороги, - говорит он.

При этом это будет проходить под строгим контролем Общественной палаты и экспертов, которые будут выезжать на место и смотреть до, во время и после проведения работ, а также контролировать посадку саженцев в предусмотренных объемах.

Общественный надзор

Строительные работы, которые будут вестись в Центральной экологической зоне, возьмёт под строгий контроль Общественная палата. Для этого разработают график выездов общественников на места строительства БАМа и Транссиба.

- Поскольку, как отметил Олег Валентинович (Белозёров. – Прим. авт.), таких требований по технической безопасности, по охране окружающей среды при строительстве дороги раньше не было. И есть объекты, например котельные на Байкале, которые сегодня в план заложены. И речь не идет об уменьшении рисков только у нового проекта, а вопрос состоит в том, чтобы совместными усилиями ликвидировать ущерб от ранее проводимых работ. Подразумевается не только экономическое развитие, которое сегодня сконцентрировано на востоке, но и максимальная ликвидация ущерба от ранее проводимых работ, осуществлявшихся на железной дороге более ста лет назад, - добавил глава региона.

По словам Олега Белозёрова, ОАО «РЖД» - один из мировых лидеров в вопросах экологии, что подтвердило даже международное экспертное сообщество.

- Речь идёт не только о том, чтобы сбалансировать развитие, но и о том, как ликвидировать накопленный ущерб. 40 лет назад строился БАМ, 100 лет назад - Транссиб, не было никаких экологических экспертиз. Мы хотим вместе с волонтерами и общественными организациями реализовать этот проект. И показать, что мы впереди. Мы знаем, как действовать и как искать гармонию с природой. Байкал - наше всеобщее достояние, священное место, которое мы все должны охранять. Поэтому все соглашения в этой части, достигнутые между ОАО «РЖД», руководством Бурятии и общественниками, будут неукоснительно соблюдаться, - отметил он.

Подобный меморандум заключили и с правительством Иркутской области, а с Минприроды России компания подписала соглашение о сотрудничестве по сохранению уникальной Байкальской природной территории.

Также он заявил, что экологические экспертизы не отменены.

- Буквально два дня назад я подписал меморандум с Минприроды России, сегодня два соглашения с Бурятией и Иркутской областью. Мы все вопросы на сегодняшний момент уложили в договоренности, которые неукоснительно будем исполнять, - говорит Олег Белозёров. 

Татьяна Думнова подчеркнула, что общественники смогут беспрепятственно запрашивать и получать информацию из проектной документации о предполагаемом освоении дополнительных земельных участков в Центральной экологической зоне, где предполагается рубка зелёных насаждений. А экологи вправе посещать участки строительства и проверять, соответствуют ли работы проектной документации. Кроме того, активисты намерены контролировать ход компенсационных посадок и вместе с профильными министерствами и ведомствами определять места для них. По мере необходимости план мероприятий хотят дополнять.

- Жители республики всегда очень трепетно относятся к сохранению экологии на Байкале. И хочется отметить, что впервые в России в практике государственного управления у общественников появилась возможность осуществлять экологический контроль. В нашей команде сильные эксперты, экологи, общественники. И впервые жители Бурятии смогут участвовать в принятии управленческих решений. На разных стадиях реализации инвестиционных проектов смогут не только выехать на место, но и в режиме онлайн посмотреть, что будет происходить. Мы надеемся на то, что с помощью такой команды нам удастся реализовать все планы, - рассказала Татьяна Думнова.

Соглашение будет действовать до 31 декабря 2024 года, то есть на всём этапе проведения модернизации БАМа и Транссиба. Она предусмотрена комплексным планом развития и расширения магистральной транспортной инфраструктуры на ближайшие четыре года. В восточном направлении планируется увеличение провозной способности в полтора раза - до 180 млн тонн в 2024-м и до 210 млн тонн – в 2025 году.

Автор: Арина Филиппова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях