За последние полгода в Улан-Удэ был зафиксирован рост случаев мошенничества с банковскими счетами граждан - более 360 фактов. И это в семь (!) раз больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Люди стали наивнее или жулики изощреннее? О новых методах и психологических приемах, используемых новоявленными мошенниками - в материале «Информ Полиса».
Спасение счетов
С общей цифровизацией повышается и техническая осведомленность современных Остапов Бендеров. Теперь, когда почти у каждого активного клиента банка есть мобильное приложение, риск быть облапошенным становится выше. Первое место среди всех видов мошенничеств, несомненно, занимают звонки от лжесотрудников. В процентном соотношении к ним можно отнести 90% от всех заявленных преступлений, рассматриваемых в этой категории, сообщает Управление МВД России по Улан-Удэ.
Неизвестно, из какого источника мошенники берут номера телефонов и данные владельцев, но если жертва поднимает трубку, то обычно на другом конце провода слышит свое имя. Скорее всего, именно из-за этого бдительность людей теряется.
Кстати, мошенники прекрасно владеют терминологией. Дальше жулики почти всегда действуют по такому алгоритму - сообщают о списании денег со счета, затем просят представить им данные банковских карт, а для остроты добавляют, что времени мало и операции необходимо совершить незамедлительно. В противном же случае денежные средства со счета будут якобы похищены.
С такими аферистами на днях столкнулась бурятская певица Мэдэгма Доржиева. В своем профиле в Instagram девушка поделилась постом, где на видео записала разговор с мошенницей. Женщина представилась сотрудницей службы безопасности банка и заявила о том, что с карты Мэдэгмы произошло списание средств и нужно подтвердить, что сняла деньги хозяйка счета.
- После разговора со мной еще пытались связаться с другого номера. Я сразу позвонила на горячую линию банка. Запросила состояние счета, и никаких средств оттуда списано не было. Рассказала о мошенниках, и меня попросили написать заявление, но отправить его не удалось - сайт выдал ошибку 404, - поделилась с нами Мэдэгма.
О похожей ситуации рассказал финансовый эксперт Александр Доржиев. На своей странице в Facebook мужчина поделился историей, которая произошла с его знакомой.
Девушке также позвонили с неизвестного номера и представились сотрудниками банка, но на этот раз сообщили, что она сделала перевод на чужой счет. Эта операция вызвала у банка подозрение, и сотрудник попросил ее подтвердить перевод. Естественно, никакого перевода - ни специального, ни нечаянного - не было. Далее «сотрудник» обрадовал девушку, что перевод удалось отменить и ее деньги спасены.
Но для того, чтобы исключить возможность подобных краж, нужно перевыпустить карту и перевести деньги на специальный безопасный счет. Для этого потребовались данные карты вместе с трехзначным кодом на обороте. Получив полный доступ к счетам жертвы, мошенники вошли в приложение «Сбербанк Онлайн» девушки и перевели 19 112 рублей на свой счет. А затем повторили операцию, списав еще 13 с лишним тысяч рублей. И только после этого девушка поняла, что связалась с аферистами, и заблокировала карту.
Что нельзя делать
Чтобы не стать жертвой подобных уловок, гражданам следует помнить одно: ни один из сотрудников банка не станет звонить клиентам и требовать данные в телефонном режиме. Также в своем посте Александр написал целую памятку, которую мы советуем вам сохранить.
- Не проговаривайте цифры из СМС-подтверждения, CVV и номера карт, а также свое имя и срок действия карты, даже если вас «переводят на робота».
- Не называйте кодовое слово, если вам звонят якобы из банка, — оно используется для идентификации клиентов, когда они звонят сами.
- Получив подозрительный звонок из банка, завершите разговор и позвоните сами в банк по его официальному номеру .
- Не переводите деньги на счета других людей, даже если вам говорят, что это сотрудник банка.
- Установите подтверждение всех операций по карте ПИН-кодом.
- Заблокируйте карты через мобильное приложение или в отделении.
Жулики с «Авито»
Второй тип жуликов действует проще, но наглости им не занимать. У них нет такой базы данных, как у мошенников из «банка», поэтому приходится пользоваться такими рекламными сайтами, как «Авито».
Схема простая: проходимцы находят объявления о продаже, аренде чего-либо и тут же звонят жертве под предлогом перечисления аванса. Помимо номера карты мошенники просят представить им полные данные. В результате со счета наивного человека злоумышленник переводит денежные средства на его же банковскую карту. После чего заявляет, что случайно перечислил больше денег, чем обещал, и просит вернуть назад.
Потерпевший, убедившись, что произведена операция пополнения, следует до ближайшего банкомата и «возвращает» мошеннику деньги, не подозревая при этом, что это его собственные сбережения.
Вспомните, когда вам переводят деньги ваши близкие и знакомые, сообщаете ли вы им какую-нибудь информацию, кроме номера карты? Нет. Здесь так же.
Для того чтобы избежать подобных ситуаций, надо помнить: гражданам для получения перевода необходимо сообщить только номер карты! Более никакие данные не нужны! Ни одноразовые пароли-подтверждения, ни коды на обороте карты, ни срок ее действия.
Брокеры, хакеры, плуты
Последние в списке, но не последние по значимости и опасности - мошеннические схемы под видом получения дополнительного заработка в Интернете.
Зачастую под каждым постом в социальных сетях, будь то фотографии котят или интересные статьи, можно встретить комментаторов, обещающих большие деньги за просто так. Например, вложение денег в различные акции, получение дохода на разнице валют. Как показывает анализ уголовных дел, злоумышленники представляются сотрудниками компаний, занимающихся получением дохода на финансовом рынке, и предлагают сотрудничество. В дальнейшем все общение, как правило, переходит в «Скайп».
На компьютер своей цели устанавливается программа удаленного доступа, после чего мошенники, выступая в роли брокера, получают доступ ко всем счетам незадачливого экономиста. На первых порах люди могут видеть, как вложенные деньги дают прибыль. И человек радуется, что сломал систему и получает доход с финансового рынка. Однако вывод денежных средств в конечном итоге не происходит. Тогда потерпевший обращается в полицию.
При этом период со дня совершения мошеннических действий до дня обращения в полицию может затянуться до одного года.
Главный момент - это то, что они человека застают врасплох. Также мошенники отлично копируют манеру речи сотрудников банка, а для пущей убедительности покупают такие номера, которые похожи на те номера, с которых звонят настоящие банки. Важно учесть, что их манера вести разговор подстраивается под пол и возраст жертвы, - говорит Павел Хамаев, семейный психолог.