Стимул или крест: Как бизнес Бурятии переживает месяцы простоя
Главное Популярное Все
Войти

Стимул или крест: Как бизнес Бурятии переживает месяцы простоя

Коллаж infpol.ru

Предприниматели республики перестраиваются, чтобы остаться на плаву

Прошло уже два месяца с момента объявления режима самоизоляции в республике. «Информ Полис» решил узнать, как коронавирус ударил по нашим предпринимателям, и что по этому поводу думают владельцы бизнеса в разных сферах. 

Среди тех, кто попал под удар пандемии, в основном сфера услуг, общепита и развлечений. На сайтах объявлений всё чаще встречаются объявления о продаже «готового бизнеса» в Бурятии: это пивные бары, летние кафе, торговые точки в ТРЦ, уличные павильоны и другие. 

Пока одни предприниматели массово закрывают и продают бизнес, некогда приносивший им доход, другие не без труда, но держат оборону. Ко Дню российского предпринимателя, который отмечается 26 мая, мы решили узнать, как в условиях кризиса выживают бизнесмены нашей республики. 

Пошив масок позволил остаться на плаву

Как говорит директор магазина приданого для невест и подарков в национальном стиле «Баян Бэри» Баирма Цыренжапова, пандемия изменила приоритеты и потребности людей, а значит, меняться надо и бизнесу. 

- Наш розничный магазин не имел налаженного онлайн-сбыта, поэтому на момент начала пандемии наши среднемесячные показатели снизились почти в пять раз. По сравнению с прошлым годом – на 30%, - говорит хозяйка магазина. – Мы находимся в торговом центре, поэтому для нас режим самоизоляции продолжается. Сейчас максимально стараемся сохранить коллектив, но доход большинства сотрудников напрямую зависит от объёма продаж, поэтому пришлось пересмотреть возможности заработка. Мы продаём текстиль собственного производства и обладаем определёнными швейными мощностями. Поэтому, как и многие наши коллеги, в начале самоизоляции мы переориентировались на пошив и продажу защитных масок – это позволило остаться на плаву. Протестировав производство, мы смогли дать старт еще одному проекту, идею которого вынашивали уже очень давно – бренд удобной и стильной одежды. Также организовали доставку и собираемся выходить в онлайн. У людей поменялись приоритеты и потребности, и, думаю, всё зависит от нас, от того, как мы сможем адаптироваться к новым реалиям. 

Аренду Баирма продолжает платить, но арендодатель пошёл ей навстречу, сократив размер оплаты и позволив разбить платёж. Магазин получил отсрочку по некоторым обязательствам, а также субсидии на выплату зарплат сотрудникам. 

- Не могу сказать, что это существенно, но всё же поддержка помогла нам сократить наши расходы, это радует, - говорит Баирма. 

Предпринимательница уверена – любые изменения – это, в первую очередь, новые возможности. Поэтому важно расставить приоритеты и сосредоточиться на сохранении бизнеса. 

- Самое главное в условиях всеобщего стресса сохранять человечность и стараться помочь населению. Мы внесли свой небольшой вклад, подарив защитные маски тем, на кого режим самоизоляции не распространялся, и кто был вынужден работать. Многие предприниматели Бурятии сплотились в борьбе с вирусом и внесли свой безвозмездный вклад. Пандемия, несмотря на серьёзный ущерб, помогла бизнесу наладить взаимовыгодные сотрудничества, пересмотреть свои взгляды и увидеть новые возможности, считает Баирма Цыренжапова. 

Даже после пандемии люди будут сильно экономить

По бизнесу директора ресторана «Раздолье» Батора Базырцыренова COVID-19 ударил сильнее. За время самоизоляции выручка заведения упала почти на 90 процентов, ведь ресторан зарабатывал в основном за счёт событий – свадеб, юбилеев, дней рождения и детских праздников. 

- Сейчас мы стараемся работать больше на доставке обедов, развиваем соцсети. Чаще обеды заказывают гости, которые всегда ходили к нам на бизнес-ланчи. Конечно, это не те деньги, которые мы зарабатывали раньше, но, думаю, работа онлайн нам пригодится в будущем. Потому что люди привыкают к доставке и сейчас всё больше стремятся к дистанционному общению, заказам продуктов питания или готовых блюд с доставкой – наверное, так и будет происходить в дальнейшем, - говорит владелец ресторана. 

За первый месяц простоя «Раздолье» полностью избавили от аренды. За май же арендодатель даёт скидку лишь 20 процентов, говорит предприниматель, хоть ресторан по-прежнему не работает. 

- Недавно пришло сообщение, что за май будут начисляться пени. Вопрос принципиальный, как говорится, «не хотите – съезжайте», - говорит директор заведения. – Персонал мы сохраняем, потому что коллектив уже сложившийся, профессиональный. Однако пришлось сократить зарплаты. 

Выходить из «пандемийной» ямы придётся долго, считает предприниматель. Даже если в конце июня его ресторан начнёт работу, то, скорее всего, ему разрешат использовать только пять столов в зале, а за одним столом можно будет посадить одного или двух гостей. 

- Вероятно, до нового года мы не выйдем на докризисные показатели. Поскольку люди будут максимально экономить на сфере развлечений, в первую очередь. Кризис только усиливается и затронет многие слои населения, - говорит Батор Базырцыренов. – Из сложившейся ситуации мы вынесли важный урок – нужно всегда иметь какую-то подушку безопасности и уметь реагировать на такие вынужденные простои в работе. 

Предприниматель обращался за господдержкой на зарплаты сотрудникам, но пока ответа не получил. 

Торты без сахара и белой муки пользуются спросом

Здоровое питание и продукты первой необходимости – увы, не одно и то же, поэтому магазин здорового питания «Та Еда» Виктории Раднаевой существенно потерял в доходах с приходом пандемии. Первую неделю самоизоляции магазин не работал, но вскоре, как продуктовому, ему разрешили открыться. 

- Продажи существенно снизились, ведь наши продукты всё-таки не первой необходимости, - говорит Виктория Раднаева. – Коллектив у нас маленький и, к счастью, все остались на местах. В этот период нам очень помогла доставка. Кроме того, мы печём торты без сахара и белой муки – спрос на них во время карантина не снизился. 

Арендодатель Виктории снизил арендную плату для её магазина на 50%. Предпринимательница уверена, что скоро её бизнес сможет вернуться к прежнему уровню заработка, так как тема правильного питания довольно востребована. 

- В планах открытие зоны мастер-классов по приготовлению полезных блюд, по росписи экосумок. Вообще у меня не было ни минуты страха или паники. Думаю, пандемия – это возможность посмотреть на всё другими глазами, остановиться и подумать, туда ли ты идёшь. В любом случае изменения в сознании неизбежны. 

«Замороженная» ледовая арена

Полностью прекратила работу ледяная арена «IceМетр» в Улан-Удэ. Как говорит её управляющий Павел Барнашов, все 25 сотрудников арены находятся в отпусках, и зарплаты из-за простоя им пришлось сократить на 30%. 

- Спорт попал в очень непростую ситуацию, потому что объекты полностью закрыты, - говорит бизнесмен. – Своей спортивной школы у нас пока нет, мы только планируем. Конечно, хотелось бы какой-то поддержки со стороны государства. Ведь наш объект новый, построен полностью за счёт собственника, без участия государства. У нас была финансовая модель по срокам окупаемости, соответственно сейчас всё это сдвигается, причём очень серьёзно. Мы обращались за господдержкой по оплате труда, но, как выяснилось, мы не подпадаем под неё из-за несовпадения ОКВЭДа. 

Как прогнозирует Павел Барнашов, если арена заработает летом, то в лучшем случае выйдет на прежний уровень заработка лишь ближе к ноябрю. 

«Когда дует ветер перемен, ставь не стены, а паруса»

Такой восточной мудрости придерживается генеральный директор компании «Снежный барс» Виталий Раднаев. Он уверен, что любая кризисная ситуация для бизнеса – это возможность оптимизации и улучшений. 

- Именно с таким подходом из любой ситуации вы выйдете победителем, - говорит бизнесмен. – Для нас эти два месяца были сложными. Ситуация усугублялась и повышенной волатильностью курса рубля на международном валютном рынке. Однако мы, закалённые не первым кризисом, достойно встретили мировую пандемию. Главным было для нас сохранить высокий уровень обслуживания клиентов, поскольку мы вышли из режима самоизоляции одними из первых, правильно организовать работу офисов, а также сохранить рабочие места сотрудников. 

По сравнению с февралём-мартом показатели департамента корпоративных продаж «Снежного барса» за апрель-май упали на 20 процентов. По сравнению с тем же периодом прошлого года – на 30%. Многие компании либо остановили свою деятельность на время пандемии, либо значительно снизились в потреблении товаров и услуг из ИТ-сферы, говорит Виталий Раднаев. Розница компании за апрель-май по отношению к двум предыдущим месяцам упала вдвое, а по сравнению с тем же периодом 2019 года – на 70%. 

- Некоторые сотрудники немного раньше сходили в свои запланированные отпуска, а остальной состав работал удалённо, - говорит владелец бизнеса. – Для клиента в этот период мы повысили удобство работы с интернет-магазином, запустили множество акций, скидок и специальных предложений. Поэтому в результате объём продаж вырос в три раза. 

Режим самоизоляции диктует новый формат работы с клиентами, в особенности с розничными, говорит Виталий Раднаев. По его мнению, для каждого предпринимателя это непростое время станет ценным опытом и хорошим уроком.


Читать далее

Читайте также