Победа 75
1497

«Его звали дядей Ваней»

История шофёра, вставшего на защиту Родины

Иван Васильевич Кученов из простой крестьянской многодетной семьи. Когда пробил час, без тени сомнения 25-летний Иван отправился на войну. На трудовом поприще и на фронте он завоевал множество наград, но ушёл из жизни, так и не получив единственную, начал рассказ сын ветерана Юрий.

Иван Васильевич родился в 1916 году в селе Манзурка Качугского района Иркутской области. Один из восьми детей в многодетной семье он и сам, повзрослев, воспитал троих сыновей. Младший из них, Юрий Кученов, заботливо хранит документы отца: военный билет, красноармейскую книжку, несколько благодарностей Сталина, армейскую характеристику, множество наград и автобиографию.

«Выпускали из рук баранки, брались за винтовки»

В 1934 году Иван Кученов приехал в Улан-Удэ и устроился работать на стекольный завод.

- Там он и повстречал нашу маму, Анастасию Васильевну. Когда отец уходил в армию, у него уже была семья, а ему самому было 25 лет. Наш старший брат, Борис, родился в 1938 году и всю войну пережил с матерью в тылу. Мама участвовала в лесозаготовках, она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», - говорит Юрий Иванович.

В июне 1941 года Кученов был призван в ряды Красной армии. Его служба проходила в 136-м отдельном сапёрном батальоне 7-го механизированного корпуса. С ним он прошёл все военные годы, участвовал в боях за освобождение Украины, Чехословакии и Венгрии. В копилке его наград медали «За победу над Германией», «За победу над Японией», «За взятие Будапешта».

- Также отец был представлен к медали «За взятие Праги», но так и не получил её. Он обращался в военкомат, где ему ответили, что 136-й отдельный сапёрный батальон в списке частей, принимавших участие в освобождении Праги, не значится. Хотя в военных мемуарах пишется, что 7-й механизированный корпус в этом списке числится, а значит, и батальон тоже. Но отец не обижался и не поднимал больше разговоров на эту тему, - рассказывает Юрий Иванович.

О военных годах Иван Васильевич практически ничего не рассказывал своим близким.

- Мы имеем лишь скупые отрывочные сведения. Знаем, что он находился всё время в первом эшелоне, что несколько раз они попадали в окружение, - говорит сын ветерана. - Отец мой служил водителем. Тогда шоферам приходилось выпускать из рук баранки, брать винтовки и занимать стрелковые окопы. Бензин из-за нехватки сливали со всех машин и заливали в одну, на буксире таскали за собой до тех пор, пока не выйдут из окружения.

Иван Кученов был награждён медалью «За отвагу»: в течение двух суток под непрерывным миномётным обстрелом он ремонтировал машину, гружённую армейским имуществом.

- Ему удалось вывести её в расположение наших частей. Как он потом рассказывал: «Только сделаю, мина разрывается - то колесо продырявит, то шланг перебьёт», - вспоминает Юрий Иванович.

После разгрома Германии часть, в которой служил Иван Кученов, перебросили на Забайкальский фронт. В дальнейшем вместе с фронтовыми товарищами он участвовал в разгроме японской Квантунской армии, прошёл через хребет Большой Хинган и преодолел Гоби.

Не кичился наградами

В 1946 году Иван Васильевич был демобилизован и вернулся домой. Свой трудовой путь он продолжил шофёром в автотранспортной конторе № 1. Там Кученов проработал до 1957 года, был ударником, отчего в дальнейшем его рекомендовали на руководящую работу - главным инженером.

- Через года три отца назначили директором Улан-Удэнского таксомоторного автохозяйства, где он и трудился до ухода на заслуженный отдых в 1978 году, - говорит Юрий Иванович.

В послевоенные годы о водителе Кученове газеты не раз писали как о победителе социалистических соревнований.

- В числе других водителей он награждался значками «Победитель социалистического соревнования», - с гордостью рассказывает сын фронтовика. - Суть соревнований заключалась в том, чтобы за определённый период времени перевезти больше народнохозяйственных грузов с минимальными затратами. Отца часто спрашивали: «Иван Васильевич, все твои сыновья ездят на машинах. Как ты их научил?». Он отвечал, что мы каким-то образом сами этому научились. Кстати, я пошёл по стопам отца и уже 40 лет из рук баранку не выпускаю. В основном работал в такси, сейчас инструктором в автошколе. Пытаюсь обучить молодых, вроде получается (улыбается).

Любил Иван Васильевич своё дело искренне, а коллеги любили его. Подчинённые звали не иначе как ласковым «дядя Ваня». Хотя шофёры, говорит сын ветерана, настоящие мастера придумывать клички начальству, и, как правило, очень обидные.

- Отец никогда не повышал планы свои работникам в разы. На 5 - 10 копеечек поднимет, и они выполняют. Долгие годы после ухода отца из жизни коллеги вспоминали его с уважением, как доброго, чуткого и справедливого руководителя, - говорит Юрий Кученов.

В 1973 году Ивану Васильевичу было присвоено звание «Почётный автотранспортник РСФСР». Хотя в сущности к наградам и званиям фронтовик относился без лишних эмоций.

- Свои многочисленные медали отец никогда не носил, - рассказывает его младший сын. - Можно было увидеть у него на груди лишь в последние годы орденские колодки, и то нечасто. Его друг, с которым он и на фронт уходил, и трудился в послевоенные годы, относился к своим медалям иначе, всегда ходил с ними. А отец не очень кичился этим, что ли.

Со своими детьми Иван Васильевич не был особенно ласковым. Но сыновья всегда знали, что отец ими гордится.

- Мы особо ласки от отца не чувствовали, то есть он никогда с нами не сюсюкался. Тем не менее он с любовью нас воспитывал и часто говорил: «Я троих парней воспитал и не знаю, где открывают дверь в отдел милиции», - смеётся Юрий Иванович. - Ещё отец любил давать один совет: «Дети мои, надо всю жизнь крестьянствовать. Хотя бы сажать картошку!». Что мы до сих пор и делаем!

Иван Васильевич ушёл на 65-м году жизни - 10 мая 1981 года, встретив свой последний День Победы.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях