утрата
1607

В Улан-Удэ на 87-м году ушел из жизни заслуженный художник РФ Иннокентий Налабардин

Прощание перенесено на 6 апреля в связи с режимом полной самоизоляции

Фото: пресс-служба министерства культуры Бурятии

В Улан-Удэ 31 марта на 87-м году ушел из жизни заслуженный художник России Иннокентий Налабардин. В связи с режимом полной самоизоляции прощание перенесено на 6 апреля. Дополнительная информация будет сообщена позже. Редакция «Информ Полиса» и министерство культуры Бурятии выражает соболезнования родным и близким Иннокентия Григорьевича.

Иннокентий Григорьевич Налабардин родился 19 апреля 1933 года в Улан-Баторе, куда с семьей выехал его отец Григорий Тимофеевич на строительство промышленного комбината. Проработав по контракту в дружественной Монголии несколько лет, семья переехала в Улан-Удэ.

- В 1949 году он поступил в Иркутское художественное училище. Во время учебы в 1952 году Налабардин был призван в ряды Советской армии в морской флот. Отслужив в военном флоте, он демобилизовался и вернулся в родное училище, которое успешно окончил в 1957 году, написав дипломную работу по теме, ставшей ему близкой за три года службы «В матросском кубрике». Вернувшись в Улан-Удэ после училища, Иннокентий Налабардин поступил на работу в Художественный фонд Союза художников Бурятии, - сообщает пресс-служба министерства культуры Бурятии.

В это время Союз художников активно готовился ко II декаде Бурятского искусства в Москве в 1959 году. Иннокентий Налабардин участвовал с произведениями небольшого размера «Галинушка» и «Рыбак». Вдохновленный, он много работал. За десятилетие после выставки он написал светлые, пленэрные этюды («Девушка», «Солнечный день» 1962, «Вечер в степи» 1962, «Школьный крольчатник» 1963), в которых отразились жизнерадостность и оптимизм автора. И в это же время художник написал психологический автопортрет («Раздумье. Автопортрет» 1962.), в котором отобразил свои размышления о новых формах и приемах выразительности, о своем творческом пути.

- В 1964 году он был принят в Союз художников Бурятии, а в 1967 году написал многофигурные полотна, посвященные теме исторического прошлого («Балтахинов», 1967) и городской пейзаж («Утро», 1967). Одним из этапов творческой деятельности Иннокентия Налабардина в 60-е годы была работа в Бурятском книжном издательстве. Там он познакомился с произведениями известных писателей Бурятии, чьи книги он иллюстрировал. Особенно запомнились ему встречи и беседы с Исаем Калашниковым, который задумал большой роман о жизни и походах Чингисхана. В 1968 году Иннокентий Налабардин поступил в Московский полиграфический институт, который окончил в 1974 году. Его дипломной работой было оформление и иллюстрирование книги бурятского писателя Жамсо Тумунова «Степь проснулась». После окончания института он еще некоторое время работал в книжном издательстве, но его влекла живопись. Он ушел из книжного издательства и посвятил себя свободному творчеству. Художник работал в разных жанрах: портрете, пейзаже, исторической картине, - отмечают в пресс-службе.

В 1970-1990-е предпочтение отдавал пейзажу. В эти годы Союз художников постоянно организовывал выезды на пленэр в разные районы республики. Используя разные живописные приемы, Иннокентий Налабардин сохраняет свой индивидуальный почерк. Художника всегда интересовала историческая тема, особенно история родного края: героические события революционного периода и гражданской войны, не отраженный в изобразительном искусстве поход хори-бурят к Петру I, время правления Чингисхана.

- В 1980-е годы (в 1978 году была издана книга Исая Калашникова «Жестокий век») Иннокентий Налабардин вновь обратился к теме Чингисхана. Изучал материал о великом полководце, ездил четыре раза в Монголию, чтобы увидеть ландшафт, на фоне которого рос и мужал великий полководец. Каждый раз из поездок он привозил подготовительные эскизы, которые помогали в воплощении грандиозного замысла — создание крупноформатного триптиха «Из глубины веков». Первый вариант триптиха «Из глубины веков» автор закончил в 1990-е годы. В 2006 году И. Налабардин подарил произведение Музею изобразительного искусства Монголии имени Дзанабадзара после персональной выставки. А в 2019 году в честь 75-летия Художественного музея им. Ц. Сампилова художник преподнес в дар один из вариантов известной работы, - добавляют в пресс-службе.

Произведения Иннокентия Налабардина хранятся в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова, в Шушенском мемориальном музее В. И. Ленина, в Музее Н.И. Фешина в США, в частных коллекциях России и за рубежом.

Справка infpol.ru
Налабардин Иннокентий Григорьевич родился в 19 апреля в 1933 году в Улан-Баторе Монгольской народной республики. В 1958 году окончил Иркутское художественное училище (учился у А. И. Вычугжанина). Участник II декады Бурятского искусства и литературы (1959, Москва). В 1960-1970-е годы работал художником в Бурятском книжном издательстве. В 1968 - 1973 гг. учился в Московском полиграфическом институте (преподаватель П.Г. Захаров). С 1964 года - член Союза художников СССР. Участник республиканских, зональных, российских, всесоюзных, зарубежных выставок, в т.ч. персональных в Республиканском художественном музее им. Ц.С. Сампилова (1983, 1993, 2003, 2008, 2013, Улан-Удэ), в Северобайкальской картинной галерее (1993), в Музее изобразительных искусств (2006, Улан-Батор, МНР), участник выставки «Женщины и цветы» в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова (2011). Автор работ: «Утро моего города » (1964), «Ангарский военком П. Балтахинов «(1967), «Каландаришвили» (1976), «Портрет писателя М. И. Жигжитова» (1979), серия работ, посвященная Байкало-Амурской магистрали — «Умхэй» (1975), «Гоуджекит» (1978), «Улюнхан», книжные иллюстрации к повести Ж. Тумунова «Степь проснулась» (1974), триптих «Из глубины веков» (1998-2004), триптих «Поход хори-бурят к Петру I» (2001-2008), росписи интерьеров городского Дворца бракосочетаний, зданий Министерства мелиорации и водного хозяйства, городской больницы № 1 (Улан-Удэ), Дворца культуры в селе Новая Брянь (Заиграевский район).

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях