здравоохранение
3612
13

«Врачи не ответят жестокостью на жестокость»

Главный врач Кижингинской ЦРБ прокомментировал скандал вокруг его больницы

В 2019 году сельчане пожаловались на работу их главной районной больницы. По словам людей, за последние четыре года учреждение лишилось многих специалистов, закрылись детское и гинекологическое отделения. После серии публикаций в СМИ, социальных сетях и обращений в правоохранительные органы больница подверглась проверкам.

За 2-3 дня было организовано более десяти обращений в разные инстанции. Руководитель учреждения, врач-кардиолог, к.м.н. Вячеслав Максаров пообещал дать интервью по завершении всех проверок. Он уверен: против него была организована травля, поэтому он решил высказаться, чего не позволял себе раньше.

- Вячеслав Содномович, какие были выявлены нарушения по результатам проверок?

- Вся эта организованная против меня травля в соцсетях, с привлечением СМИ и правоохранительных органов имела и положительную сторону. Это мощная поддержка коллектива больницы и населения нашего района. Всегда считал своей главной задачей организацию качественной медицинской помощи в подопечном районе, и меня трудно заподозрить в популизме в отношении с коллективом и людьми. События последних трёх месяцев проявили самые лучшие качества нашего коллектива, его зрелость и доверие мне и моим управленческим решениям. Мы выдержали три месяца кошмара непрерывных проверок и объяснений, психологического и морального прессинга, созданных организаторами этой травли, продолжая лечить и спасать людей. Подозреваю, что лица, организовавшие травлю, где-то в глубине души завидуют нам, нашей преданности к своей работе и уважению людей. В природе глубинных причин действий человека лежит банальная зависть. За пять лет работы вместе с коллективом сделано много. До сих пор ветераны благодарят за горячую воду в больнице и недоумевают, почему нельзя было раньше обеспечить ею учреждение. Зданию больницы более 30 лет, и в нём никогда не было горячей воды, и не только. Сегодня наша ЦРБ одна из лучших по оснащению и качеству оказания помощи. По результатам независимой оценки качества (НОК) за 2019 год, она признана одной из лучших в республике.

Среди населения активно распространялась ложная информация: «больница закрывается, становится филиалом Хоринской ЦРБ», «ожидаются большие сокращения» и т. п. Наши сотрудники вышли на улицы, чтобы объяснить людям, что это организованная акция с целью устранения главного врача и захвата больницы определённой группой людей. Сотрудники собрали более 1,5 тысячи подписей в поддержку коллектива больницы и главного врача. Активную работу проводили в соцсетях, опровергали слухи и разъясняли людям, что происходит и кто организаторы всего этого.

Нападки на здравоохранение определенно связаны с миллиардными финансовыми вливаниями в отрасль. Возможно, у нечистых на руку дельцов от медицины есть цель получить доступ к этим средствам. Видимо, я мешаю кому-то или представляю угрозу чьим-то планам. Если они на самом деле беспокоятся за жизнь и здоровье односельчан, тогда почему молчат о многочисленных случаях преступлений против детей в школах района, изнасилованиях и доведении до смерти детей опекунами? Ждут очередного заказчика с тугим кошельком?

Пиар на проблемах здравоохранения, тем более на горе людей для реализации своих болезненных амбиций и получения материальной выгоды аморален и требует общественного порицания. Врачи оказались беззащитными перед ними, и это уничтожает здравоохранение. Труд врача – это авторская работа, часто на грани оправданного риска. К сожалению, ошибки есть и у врачей, и нередко грубейшие. С подобными случаями разбираются правоохранительные органы.

Доверие и уважение населения к каждому врачу было заслужено нашими старшими коллегами, советскими врачами. А я с гордостью отношу моё поколение врачей к «последним советским врачам», наследникам великих традиций.

Что касается проверки, с её результатами можно ознакомиться на соответствующих ресурсах. Никаких «вопиющих» нарушений не выявлено. Тем более по качеству оказания медицинской помощи. Нет никаких дел, расследуемых следственным комитетом. Также не было ни одной жалобы от сотрудников больницы. Многие из этих обращений, в том числе анонимные, стали предметом судебного преследования за клевету. Не является правдивой и жалоба в прокуратуру о присвоении мною выручки от продажи в буфете и в аптечном пункте больницы, о покупке мебели, бывшей в употреблении и т. п.

Детское отделение возобновило работу после ремонта с 23 декабря. Детей, нуждающихся в лечении в условиях данного отделения, нет. Как и положено, в случае необходимости в стационарном лечении, больной ребенок госпитализируется в специализированное отделение Республиканской детской больницы в Улан-Удэ. При временном переводе четырёх коек детского отделения в инфекционный корпус больные дети размещались в боксированных палатах, что исключало контакты с инфекционными больными. А вот содержание пустующих коек обходится очень дорого. Это два-три круглосуточных поста санитарки, медсестры и акушерки в родильном отделении. В среднем в инфекционном отделении за год в день находится на лечении менее 0,4 больного. В детском, родильном и того меньше – 0,2, то есть один больной ребенок или роженица за один день в неделю. В ноябре в нашем роддоме родился один ребенок и всего 80 ребятишек за весь прошедший год. На оплату труда сотрудников затрачиваются до 92% выделенных средств, а надо оплачивать коммунальные услуги, лекарства, питание, ГСМ, обучение и т. д. Львиная доля средств уходит на содержание медперсонала, а не на лечение больных.

- Также были жалобы на отсутствие отдельных специалистов в ЦРБ. Действительно ли так остро стоит проблема с кадрами?

- Наша больница всегда славилась высокой укомплектованностью врачебными кадрами и средним медперсоналом. И на сегодня мы остаемся одной из укомплектованных больниц. По «Земскому доктору» были приняты многие врачи, даже больше реальной потребности. Но некоторые из них все пять лет находились в декретном или отпуске по уходу за ребёнком. Это в среднем 6 - 7 врачей ежегодно. Многих наших «коллег» я ни разу и не видел за 5 лет своей работы в Кижинге. Я считаю это проявлением социальной незрелости и безответственности  молодых коллег. В отдаленном сельском районе пригласить врача по внешнему совместительству крайне сложно. В этом плане отдельная благодарность врачам Хоринской ЦРБ за помощь в работе. Они трудятся в выходные дни в режиме «поликлиники выходного дня», ведя приём в нашей поликлинике, чтобы сельчанам не приходилось ездить в Улан-Удэ для консультации узких специалистов и обследования.

- Люди жаловались и на проживание некоторых врачей в больнице.

- Несколько лет назад детская консультация была переведена на 1-й этаж правого крыла главного здания, с увеличением общей площади в два раза с большими кабинетами врачей и с удобными подъездными путями. В корпусе бывшей детской консультации планировалось разместить стоматологическую поликлинику, которая располагалась на 2-м этаже. Это мероприятие пришлось отложить из-за отсутствия финансирования по капремонту и монтажу вентиляции. В связи с этим было разрешено временное проживание врачей с оплатой расходов по коммунальным услугам. В Кижинге сложно найти для аренды благоустроенную жилплощадь. Для примера: наш врач-педиатр собиралась переехать к детям в город, даже продала свой дом, но осталась работать, потому что два наших педиатра одновременно ушли в декрет. Это абсолютно надуманная претензия к руководству больницы.

- Расскажите, пожалуйста, о вашей нынешней работе в районной больнице.

- Мне предложили возглавить Кижингинскую ЦРБ после сокращения из РКБ им Н. А. Семашко. Предложение было несколько неожиданным, но других вариантов не было. Районная больница -  это мини-минздрав: это и амбулаторная помощь, и родовспоможение, и медицинская помощь детям, и скорая, и стационарная помощь, сеть ФАПов и врачебных амбулаторий. Работа медиков в сельском районе как на передовой линии фронта. Наш район относительно небольшой – 14,5 тысячи населения, фактически проживает и того меньше, это среднестатистическое сельское муниципальное образование. Район депрессивный, из-за отсутствия работы многие сельчане переезжают в город. Удалённость от Улан-Удэ некритическая – 220 км. Но наши дороги! Я пять лет работаю в Кижинге и всё это время слышу одни обещания сделать дороги. Это серьезное препятствие при оказании медпомощи, в случае эвакуации больного на третий уровень – в республиканские ЛПУ. Большая проблема здравоохранения района - это содержание крупного лечебного учреждения, не соотносимого с объёмом населения.

- Что осложняет работу врача сегодня?

- Считаю, что наша великая страна Советский Союз в 90-е годы сохранилась только за счёт наших вооруженных сил с ядерными ракетами и армии советских врачей. Врачи, не покинувшие свой пост и не предавшие своих пациентов, работали месяцами без зарплаты или получали её продуктами, иногда случалось, что и водкой. Мы и сегодня посвящаем свою жизнь служению людям, только всё сложнее утаивать возмущение и обиду на наших руководителей – они не защитили нас от необоснованных нападок, оскорблений и унижений. От этого страдаем не только мы, но и наши больные. Когда мы спасаем безнадёжного больного, нам говорят: «это ваша работа, за это вы получаете зарплату». Когда не удаётся, то превращаемся в преступников. В основе проблем современной российской медицины – это «суррогатная», извращённая система медицинского страхования. Больной не отвечает за своё здоровье и лично не несёт финансовые расходы за лечение. А все, что бесплатно, можно требовать бесконечно. Среди других проблем – необоснованные требования порядков и стандартов по оснащению медоборудованием, санитарным нормам, грозящим нехилыми штрафами и обязательными к исполнению предписаниями. Но мы, как и прежде, ежедневно  лечим и спасаем людей и не ответим жестокостью на жестокость к нам.

Вячеслав Максаров, главный врач Кижингинской ЦРБ, к.м.н.

1983 год – окончил Оронгойскую среднюю школу.

1989 год – окончил Красноярский медицинский институт, «врачебное дело».

1990 - 1991 годы – врач инфарктного отделения, БСМП.

1991 - 2003 годы – заведующий отделением реабилитации инфарктных больных БСМП.

2003 - 2013 годы – главный врач городского кардиологического диспансера (с 2008 года - Городская больница № 1).

2013 - 2014 годы – руководитель Центра медицинской реабилитации РКБ им. Н. А. Семашко.

2014 год – заведующий отделением кардиологии № 4.

2015 - н.в. – главный врач ГАУЗ «Кижингинская ЦРБ».

Автор: Ирина Петрова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях