Будущее уже наступило. Готов ли к нему бурятский бизнес?
Главное Популярное Все

Будущее уже наступило. Готов ли к нему бурятский бизнес?

Фото: pixabay.com

В последние месяцы случились два события, которые окончательно перевернут представление о торговле в России

Первое событие

В начале октября деловые партнеры - среди них китайская компания Alibaba Group,  Mail.ru Group, а также «Мегафон» и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) -  закрыли сделку по созданию совместного предприятия AliExpress Russia. Созданная компания будет работать в сфере электронной коммерции на территории России и СНГ. 

По сути крупнейшие игроки на рынке он-лайн торговли объединили свои усилия под эгидой одного предприятия. По заявлению сторон, главная цель данной инвестиции - создание крупнейшего игрока на потребительской рынке е-коммерции. 

- Мы хотим создать компанию, которая станет бесспорным лидером на российском рынке электронной коммерции, и я убежден, что нам это удастся, - отметил гендиректор Mail.ru Group Борис Добреев. 

Его деловой партнер гендиректор Alibaba Group Даниэл Чжан отметил, что таким образом упростится ведение бизнеса для многих предпринимателей. 

- Alibaba остается сфокусированной на выполнении нашей миссии «упростить ведение бизнеса в любом месте». Совместное предприятие AliExpress Россия – это важная часть стратегии глобализации Alibaba и ключевой шаг к нашей долгосрочной цели – помочь 10 миллионам малых предприятий достичь прибыльности и обслуживать 2 миллиарда потребителей по всему миру, - пояснил господин Чжан. 

К конкурентным преимуществам новой компании эксперты относят возможность Mail.ru обеспечивать площадку высоким трафиком. При этом Alibaba Group предлагает привлекательные, низкие цены. 

- Стартовые условия хорошие, и они говорят о том, что всё больше покупок будет делаться онлайн, этот рынок дает более дешевое предложение, чем традиционные ритейлеры, - отмечают эксперты. 

Второе событие

Казалось бы, дежурные слова, сказанные после удачной сделки. Однако они были подтверждены уже через месяц реальными цифрами. 

«AliExpress Россия» раскрыл результаты ежегодной «Черной пятницы». Так называется акция больших скидок в определенные дни.  За 11 и 12 ноября 2019 года заказы на площадке оформили пять миллионов россиян, которые купили порядка 30 млн товаров. Общая сумма, которую жители нашей страны потратили на покупки откровенно говоря впечатляет. Речь идет о 17,2 млрд рублей. 

Чтобы яснее представить себе эту цифру, сравним ее с другой. С 16,7 млрд рублей. Таков оборот всей розничной торговли за 365 дней, то есть за целый год, в Улан-Удэ. Все, что мы с вами тратим ежедневно в течение года - от покупки жвачки до приобретения шубы - за два дня генерирует пара сайтов в интернете, которые по своей сути являются большими, но все же ритейлерами. 

Таким образом, в среднем россияне покупали товаров на 350 млн рублей в час. Более 15% оборота пришлось на российских продавцов - это рекордный показатель для «AliExpress Россия». 

При этом показатели продаж в «черную пятницу» из года в год растут. К примеру, по сравнению с прошлой акцией Alibaba (глобальная компания, куда входит AliExpress) продала товаров на 38,3 млрд долларов. На 26% больше, чем годом ранее. 

Количество покупателей в физическом плане не может расти в таком темпе ежегодно. Это значит AliExpress «откусывает» значительный пирог потребителей у «реальных продавцов». Тех самых, что находятся в торговых центрах, рынках, киосках и т.д. 

Все это приводит нас к неутешительному выводу для нашей местечковой экономики. 

Структура нашего бизнеса

В качестве примера возьмем потребительский рынок Улан-Удэ. Поскольку он более развитый и разнообразный, чем в тех же сельских районах нашей республики. 

Потребительский рынок города объединяет три сегмента. Торговля, общественное питание и бытовое обслуживание. Основная доля занятых (более 50%) предпринимателей работает именно в этих отраслях. Таковы данные Бурятстата. 

В городе функционируют 4580 объектов потребительского рынка (1667 объекта торговли, 960 предприятий общественного питания, 1953 предприятий бытового обслуживания). При этом последние два сегмента закупают необходимые для своей деятельности предметы обихода и продукты в объектах торговли. Таким образом получается, что город живет за счет торговли. Причем в классическом ее виде. 

Мировой рынок уже вмешался

При этом объем заказов товаров потребления через интернет растет значительно в том же Улан-Удэ. Как рассказала руководитель курьерской службы СДЭК (Фабричный) в Улан-Удэ Анна Верновская, количество заказов в сфере е-коммерции за последние два года значительно выросли. 

- Если сравнивать количество груза у нас на пункте выдачи, то объём увеличился. Примерно на 30-40%, - отметила Верновская. 

Если предположить, что люди стали заказывать на 30-40 процентов больше, к примеру, только одежды, то продавцы вещей в Улан-Удэ потеряли столько же прибыли. 

При этом СДЭК имеет специальный тариф для интернет-магазинов. 

- Это достаточно популярная услуга в Бурятии, сейчас начали отправлять унты в другие города и регионы. В Улан-Удэ много интересных и популярных интернет-магазинов, что ещё раз доказывает, что можно продвигать продукцию, даже находясь в Улан-Удэ, - говорит руководитель курьерской службы СДЭК (Фабричный). 

Однако доля данных интернет-магазинов на общем потребительском рынке очень мала. Пока что. Что же отпугивает предпринимателей города от сферы электронной коммерции. 

- Товары в интернет мы хотим вывести уже давно, однако пока не ясно, готовы ли мы к этому объективно. Речь идет о конкурентной способности наших товаров. Речь идет о конкуренции уже не только с продавцами нашего города, но и с мировыми производителями. Но пробуем, мы сейчас в процессе захода на Wildberries.ru. Попробуем сделать первую партию товара, у них есть требования по сертификации товара, чем мы сейчас и занимаемся, - рассказал Арюна Цыбикова, гендиректор этно-маркета ZAM. 

Получается, что эпоха интернет-рынка повседневных вещей уже наступила, достаточно мягко и незаметно для глаза. Не было шока и потрясения, не было стремительных изменений, которые бы заставили производителей и ритейлеров быстро подстраиваться под новые реалии. 

- Наши предприниматели не осознали ещё значение глобализации. Мы «живем» обособленно. Нам кажется, что экспорт это не про Бурятию. Часто наши предприниматели жалуются на маленький рынок сбыта, но при этом не готовы к «цифровизации» и к изучению этого тренда, - отметил основатель онлайн-гипермаркета uumarket.ru Василий Лисихин. 

Реальность электронной коммерции с ее конкуренций на уровне мировых рынков уже постучалась в дверь относительно небольшого потребительского рынка Бурятии. Чтобы конкурировать на равных не только с местными производителями, но и с мировыми поставщиками, бурятским предпринимателям уже сейчас необходимо изменяться, перестраиваться, находить конкурентные преимущества, предоставлять уникальный и качественный товар по сходной цене на просторах интернета.


Читать далее