Бизнес
6157
1

Семейная пара из Иркутска построила бизнес на благовониях

В ближайшем будущем супруги планируют продавать их в Бурятии

Фото: pixabay.com

Популярная интернет-газета «The Village» рассказала о Сергее и Наталье Серебренниковых из соседнего Иркутска, которые создали первую в России компанию по производству благовоний на местном сырье и даже наладили сотрудничество с дацанами. В этом году их проект «Байкальские благовония» (или «Baikal Insense») занял первое место на летней сессии школы экологического предпринимательства на Байкале.

В беседе с корреспондентом издания Сергей вспомнил, что в какой-то момент заинтересовался буддизмом и в том числе благовониями «как частью этой культуры».

- Я купил в дацане индийские благовония на бамбуковых палочках и мне они не очень понравились из-за резкого запаха. Знакомые ламы рассказывают, что в Индии их делают с сильным ароматом для того, чтобы перебить неприятные запахи с улицы. Потом мне подарили бурятские благовония. Их я оценил – возможно, потому, что они были из местного сырья. Но в итоге столкнулся с тем, что такие не всегда есть в наличии в Иркутске, а в Улан-Удэ бывать приходится нечасто. В связи с этим попробовал создавать благовония сам из местного сырья. Это было три с половиной года назад, – отметил он.

Полтора года экспериментов

Сергей Серебренников начал с того, что просто перемалывал сырьё и делал сыпучие благовония – санзэ.

- Они насыпаются дорожкой или горкой, а в Тибете – в виде символов. Считается, что дым доносит наши пожелания на небеса, – пояснил предприниматель. – Полтора года ушло только на эксперименты. Я пытался искать информацию, но у производителей благовоний не принято делиться секретами. Все знания в итоге приобрёл опытным путём. С 2007-го года работал с деревом, в последнее время делал деревянные лестницы. В этом году занимаюсь только проектом «Байкальские благовония». Сейчас из дерева делаю только подставки для аромапалочек.

Потом к процессу присоединилась жена Наталья, работавшая ранее в продажах. Супруги вместе разработали концепцию и идею. Так появился проект «Baikal Insense». Чете Серебренниковых пришлось осваивать навыки написания текстов для соцсетей, предметную фотосъёмку и самим придумывать упаковку. А ещё – из чего бы сделать оборудование.

- Промышленное продаётся в Индии, но нам оно не совсем доступно. Что-то удалось заказать у иркутских мастеров, которые занимаются металлообработкой, – поделилась Наталья.

«Вкусный родной запах»

По словам Сергея, в России по такой же технологии благовония производят всего четыре дацана, а компаний, которые этим занимаются, и вовсе нет. Магазины продают импортную продукцию из Индии, Непала, Бутана и иногда Монголии. На рынке просторно, да и с сырьём проблем нет.

- Мы собираем травы в лесу сами, причём щадящим методом. Берём только часть от растения, чтобы оставить семена и корни, потому что мы понимаем, что это наш хлеб и нам нужно будет в последующие годы еще собирать. Часть сырья пока вынуждены закупать у местных поставщиков, – рассказывает Наталья Серебренникова. – Вообще, наша идея – делать все благовония на местном сырье. Когда мы тестировали на родственниках и знакомых, очень часто слышали: «Какой-то вкусный родной запах». Человеку близки ароматы тех трав, которые растут в его регионе, они лучше воспринимаются. Импортные ароматы имеют место быть, но в повседневности люди предпочитают родные. Для изготовления благовоний мы используем кору деревьев, лечебные травы, которые произрастают в нашем регионе – например, можжевельник и чабрец.

У супругов, по признанию Сергея, «свои рецепты».

- А компоненты используем те же, которые применяют в своих ритуалах шаманы, – говорит он. – Культура благовоний в России очень привязана к регионам, где практикуют буддизм – это Тува, Бурятия, Калмыкия. Широко распространилась она благодаря пришедшей моде на медитацию, йогу, различные духовные практики. Кроме того, люди используют благовония в быту как альтернативу синтетическим ароматизаторам. Чабрец действует успокаивающе, а можжевельник обладает фитонцидными свойствами и убивает микробы. В основном производство на мне, а продвижение – на Наташе. Мы можем друг друга не только дополнять в работе, но и заменять. Если я в отъезде, она может делать благовония сама.

Работа на дому

Бизнесмен раскрыл и кое-какие секреты изготовления ароматических палочек.

- Сырьё сначала высушивается, после измельчается и просеивается. Потом замешивается масса и пропускается через пресс. За день мы можем изготовить до ста упаковок. Пока работаем дома, производство занимает немного места, – подчеркнул Сергей.

Но цех, по мнению его жены, «всё-таки нужен».

- Потому что производство пыльное и связано со множеством запахов. Для того чтобы составлять новые рецепты, нужно выносить запахи за пределы жилого помещения, дабы не привыкать к ним. Также это нужно для дальнейшего роста и масштабирования, – объяснила она.

«Скоро зайдём в Улан-Удэ»

Как выяснилось, первое время супруги дарили благовония родственникам.

- Им эта тема не была близка вообще, даже представления не имели, что это и для чего. А сейчас активно пользуются. Мы периодически подкидываем родственникам продукцию. Сын в армии, он пока тоже не имеет представления. Приедет – попробует, – отмечает Сергей. – Первый заказ отправили в Москву. На тот момент у нас было только три вида аромапалочек и мы рассылали коммерческие предложения в разные магазины. Два магазина в Москве откликнулись, и мы по сей день с ними сотрудничаем. Сейчас продаём свою продукцию в столицу, Санкт-Петербург, на Ольхон. Скоро зайдём в Улан-Удэ. Бурятии более понятен наш продукт.

Сейчас созданная иркутянами компания производит три вида безосновных аромапалочек и аромаконусов, четыре вида сыпучих благовоний и алтарные благовония, которые буддисты ставят на алтарь в виде подношения. А ещё – специальные подставки.

- Чтобы сделать производство безотходным, используем волокна, которые остаются после перемалывания трав, как наполнитель для валиков-подушек. Люди распробовали благовония, им нравится, заработало сарафанное радио. Одна из наших задач – развивать культуру благовоний в России. Думаю, что в этом есть перспектива. Натуральные продукты сейчас востребованы, как и традиции Востока, – цитирует Сергея Серебренникова «The Village».

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях