Хамболама
8176
8

Есть ли конфликт между Пандито Хамбо ламой и властями Бурятии?

Речь лидера буддистов Дамбы Аюшеева  на прошедших Итигэловских играх вызвала огромный резонанс

Фото: пресс-служба администрации главы и правительства Бурятии

Пресс-служба Иволгинского дацана дала официальный комментарий. Правительство республики сдержанно ответило на него. Некоторые блогеры и СМИ поспешили назвать происходящее конфликтом и даже войной между светской и духовной властью Бурятии. Но так ли это? 

Чтобы разобраться в этом, вначале приведем полностью высказывания, которыми обменялись стороны. 

«У меня уже был опыт общения с бывшими руководителями Бурятии Потаповым и Наговицыным, когда они не предпринимали никаких усилий по улучшению жизни людей во вверенном им регионе. В данном случае глава Бурятии Цыденов не оказал помощи для создания инфраструктуры вокруг социальных отар, которые были созданы на средства президента России Владимира Владимировича Путина. На сегодня шерсть овец выкидывается, тогда как из нее можно было бы получать ланолин для парфюмерии, нить для шитья одежды для детей и утеплители. Также не используются в полном объеме шкуры овец, из которых можно делать отличные теплые изделия, при этом создавая производственные места для сотен людей в сельской местности, где и находятся наши основные дацаны. Мы даже разработали технологию обработки овечьих шкур и вывели рецепт состава для выделки на небольших производствах. Это – ручной способ обработки шкур, а ведь ручная работа ценится во всем мире. И третье: не оказывает никаких действенных мер по улучшению ситуации в деле изучения бурятского языка – на данный момент ЮНЕСКО признала бурятский язык исчезающим, а ведь мы живем в национальной республике, где бурятский язык по Конституции считается вторым официальным языком.  Таким образом, я считаю, что руководство Республики Бурятия идет против проводимой президентом России политики, не поддерживая президента по основным вопросам развития территорий» – таков был пресс-релиз от сангхи. 

Ответ власти

- Руководство республики отметило, что высоко оценивает усилия и проекты Буддийской традиционной сангхи по сохранению и развитию бурятского языка, традиционных видов спорта, развитию скотоводства в селах республики. В 2019 году из республиканского бюджета выделены средства в размере свыше 100 млн рублей. В том числе 70 млн - на развитие бурятской породы крупного рогатого скота, 20 млн - на строительство дацанов, 9,6 млн - на организационно-технические мероприятия, связанные с проведение обряда «Посвящение Калачакре», 1,5 млн - на благоустройство ступы «Джарун Хашор», свыше 5 млн - на проведение мероприятий и поддержку других проектов Бурятской традиционной сангхи. Делается дорога вокруг Иволгинского дацана с обустройством парковочных мест, освещения. В этом году выделено на эти цели 56 млн рублей. Глава республики Алексей Цыденов внимательно относится ко всем инициативам пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. В частности, был поддержан проект по созданию инфраструктуры вокруг социальных отар. Зампред правительства Вячеслав Цыбикжапов неоднократно выезжал в Китайскую Народную Республику для поиска технологий, которые позволили бы перерабатывать шерсть. В результате были найдены наиболее подходящие варианты. Сейчас работа ведется по поиску источников финансирования данного проекта, в том числе на федеральном уровне. Об этом не раз сообщалось главе буддистов России. О мерах, предпринимаемых для улучшения ситуации в изучении бурятского языка, не так давно сообщало руководство Бурятии. В частности, правительство Бурятии оказывает поддержку сангхе в проведении конкурсов по бурятскому языку «Эхэ хэлэн - манай баялиг», издании диалектных словарей в районах республики, реализации информационных проектов, направленных на развитие бурятского языка, на радио «Буряад FM», канале «Селенга ТВ», - ответили в правительстве. 

Войны нет

После этого Хамбо лама лично написал в «Фейсбуке» о том, что буддисты не могут объявлять войну никому и никогда этого не будут делать. 

- Каждый год он (министр образования Бурятии Баир Жалсанов) высокопарно рапортует об успехах в изучении бурятского языка в школах, и этот рапорт руководство РБ, с удовольствием принимая, вкушает. Каждый раз проводятся конференция, совещания и круглые столы, выделяются немалые денежные средства на развитие языка, а результат остаётся плачевным, — пояснил Хамбо лама. 

В соцсетях разгорелись споры вокруг ситуации. Одни, ссылаясь на Конституцию, говорят о том, что  духовный лидер не должен  вмешиваться в дела правительства. И, значит, деньги государство выделять на проекты сангхи не должно. Другие напоминают, что своими социальными проектами Хамбо лама выполняет работу порой нескольких министерств и деньги требует не лично для себя, а для облегчения жизни простых людей. 

Чтобы понять, кто прав в этом споре, напомним, чем отличается буддизм и в чем специфика буддийской церкви в России. 

Сострадание и помощь

Прежде всего в основе всех действий любого буддиста, а ламы особенно, лежит бодхичитта. Этим термином обозначается сострадание ко всем живым существам, мучающимся в колесе перерождений. Отсюда стремление облегчить страдания. Поэтому лама, по сути своей, живет для помощи другим людям. И помогать он обязан не только морально, молитвами и обрядами, но и конкретными действиями. Не случайно ламы еще при обучении в монастыре выбирают разные специальности, от лекаря и астролога до философа и живописца. И сейчас многие верующие приходят в дацаны за лекарствами или для вычисления благоприятных дней для операций, свадеб или похорон. 

И светский, и духовный лидер

Сама история буддизма, особенно тибетского, свидетельствует о том, что в этой религии духовный лидер одновременно был и светским правителем. Самый яркий пример – институт Далай-лам. Все они, вплоть до современного XIV Далай-ламы,  возглавляли не только свою церковь, но и правительство. Никто не будет спорить с тем, что Его Святейшество, даже сложив с себя полномочия главы правительства Тибета в изгнании, остается великим миротворцем-политиком. 

Поэтому и среди монгольских народов, исповедующих тибетскую школу буддизма, ламы тоже пользовались огромным авторитетом. До социалистической революции в Монголии ее религиозный лидер Богдо-гэгэн был одновременно и светским главой государства. Бурятские Хамбо ламы со времен царской России тоже обладали высочайшим авторитетом. Стоит вспомнить, что именно бурятская буддийская сангха посредством своих дацанов объединяла всех бурят, где бы они ни жили. Например, аларские буряты административно подчинялись иркутскому генерал-губернатору, агинские - забайкальскому. Но духовным лидером для них оставался именно Хамбо лама. 

Лидеры в мирских делах

При этом бурятские ламы никогда не были просто священнослужителями, как исполнителями обрядов. Бурятские ламы всегда были лидерами и в мирских делах. В отличие от лам в Тибете и Монголии, в России институт пандито Хамбо лам был создан с разрешения царского правительства. Поэтому неминуемо был вовлечен в политическую сферу. Поддерживая буддийские народы, власти царской России преследовали и свои внешнеполитические интересы. Напомним, что забайкальские бурятские племена, соглашаясь входить в состав России, ставили условие не обращать их в другую религию. Насильственное крещение могло вызвать откочевку бурят в Монголию, что уже было с ашебагатами, не выдержавшими произвола воеводы Похабова. Поэтому  царскому правительству было выгоднее разрешить  отдельную буддийскую церковь в России и ограничить своих буддистов в связях с зарубежными братьями по вере. 

Самый первый в истории бурятского буддизма пандито Хамбо лама Дамба-Даржа Заяев, утвержденный в 1764  году, был незаурядным политиком. Ведь ему приходилось решать вопросы землепользования под строительство дацанов, их оснащения книгами и религиозными атрибутами, обучения детей и многие другие вопросы. Благодаря первым Хамбо ламам дацаны стали центрами культуры и образования.  Мальчики  обучались там грамоте и ремеслам. Не каждый мог стать ламой, но получал образование. 

Итигэлов и Доржиев

Специфику буддизма в России можно хорошо понять и на примере самого известного  пандито Хамбо ламы Даша-Доржо Итигэлова. Он возглавлял буддийскую церковь с 1911 по 1917  год, когда шла Первая мировая война, зрела революция, свергшая законную власть. Итигэлов помогал открыть в Петербурге первый в Европе буддийский храм, стал одним из инициаторов создания Общебурятского общества. Оно собирало деньги и открывало лазареты для заболевших земляков. 

Особенно ярко внешнеполитическая деятельность проявилась в деятельности выдающегося ламы Агвана Доржиева, который, будучи уроженцем России, сумел стать учителем Далай-ламы XIII. Доржиев проводил пророссийскую политику, за что британские власти объявили вознаграждение за его голову. 

Итигэлов и Доржиев застали начало Советской власти, один даже испытал на себе все тяжести борьбы с религией. Невозможно не упомянуть XVII пандито Хамбо ламу Лубсан-Ниму Дармаева, который не остался в стороне от бед народа в годы Великой Отечественной войны и добился от Сталина разрешения построить Иволгинский дацан. И последующие Хамбо ламы в условиях советского атеизма  умели влиять на политику СССР. Как видим, во все времена, особенно в тяжелые годы войн и реформ, бурятские Хамбо ламы делали все, чтобы облегчить жизнь народа. 

В постсоветской России Хамбо лама Дамба Аюшеев, действительно, вынужден был вступать в конфликт с Леонидом Потаповым и Вячеславом Наговицыным из-за их бездействия. В случае с Алексеем Цыденовым, уверены, у двух лидеров хватит мудрости  продолжить сотрудничество на благо республики.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях