благоустройство
9846
79

Почему Улан-Удэ утопает в пробках и производит впечатление большой деревни?

Журналист «Информ Полиса» вместе с архитектором-урбанистом представили, как должен выглядеть идеальный город

Фото: Евгений Коноплёв

Наверное, ни для кого не секрет, что Улан-Удэ иногда называют «большой деревней». Прогуливаясь по нему, то и дело замечаешь некоторые признаки пусть не деревни, но посёлка городского типа точно. А ездить на автомобиле и вовсе не просто: на самых ходовых улицах в час пик не протолкнуться. Иными словами, Улан-Удэ не совсем удобен для активной жизни. 

Вместе с архитектором-урбанистом мы прошлись по наиболее многострадальным районам столицы Бурятии, выявили множество проблем и представили, как должен и может выглядеть идеальный Улан-Удэ. 

Часть 1. Трамваи уйдут под землю 

Два переезда на весь город 

Начнём с того, что центр нашего города зажат и труднодоступен. К примеру, с восточной части города сюда ведёт только один вечно утопающий в пробках проспект 50-летия Октября. Да и с Левобережьем ситуация не лучше: этот район густо заселён, но в центр Улан-Удэ отсюда лишь одна дорога, также известная своей труднопроходимостью в час пик. 

По центру Улан-Удэ разрезается на две половины Транссибирской железной дорогой. И чтобы попасть из одной части в другую, по факту у нас есть только два пути – под путепроводом на Элеваторе и по проспекту Автомобилистов. Переезд есть ещё в районе Стеклозавода, но не всем удобно ехать так далеко только ради того, чтобы пересечь железную дорогу. Собственно, поэтому эти улицы слишком оживлённые и собирают огромную пробку. Бонусом к этой проблеме вырисовывается и другая – количество объёма выхлопных газов в этих местах бьёт все рекорды. Слишком уж большой поток автомобилей проезжает тут в течение дня, существенно загрязняя воздух. 

- В современном мире стараются делать так, чтобы транспортная инфраструктура шла параллельно. С населением Улан-Удэ примерно в 500 тысяч человек нам нужно минимум четыре-пять мостов-переездов и переходов через Транссиб. Другой вариант – подземные «проколы». Только это смягчит ситуацию, и мы будем ездить без пробок, - комментирует проблему Николай Космаков, генеральный директор проектной компании «Антарктида». 

У города очень плохо развита транспортная инфраструктура. А это и есть корень всех прочих городских бед. 

Долой светофоры!

Едем дальше. Вторая большая проблема – огромное количество пешеходных переходов и светофоров. Для примера возьмём улицу Терешковой. Длина улицы 1 300 метров, и на это короткое расстояние сразу три светофора и плюсом два нерегулируемых пешеходных перехода. По этой улице мы едем долго, порой и вовсе застревая. 

- Если Терешковой такая загруженная, то, значит, нам нужна параллельная улица-спутник. Ею вполне может стать Трубачеева. Но для ускоренного движения её необходимо расширить до трёх или хотя бы до двух полос. А лучше сделать её по ширине такой же, как Ключевская. Пешеходов там мало, скорость движения увеличится, и город уже не будет стоять в пробках на этих улицах, - комментирует проблему Космаков. 

Но при этом не забываем про пешеходов. Для них архитектор предлагает сложную футуристическую, но вполне реальную идею. 

- От Удинского моста до улицы Сахьяновой можно сделать тоннель, и все трамваи, а вместе с ними пешеходные переходы и парковки спустить туда. То есть часть города у нас уйдёт вниз. Тогда с Терешковой исчезнут все светофоры и переходы, - предлагает Николай Космаков. 

Переместимся на другую неудобную проезжую часть. Это пересечение проспекта Автомобилистов, улицы Н. Петрова и дороги на Верхнюю Берёзовку. Светофоры тут «держат» десятки машин. 

- Здесь жизненно необходима мостовая развязка, чтобы убрать светофоры и при этом не задерживать движение. Улицу Н. Петрова тоже нужно расширять и делать минимум в две полосы в одну сторону, - считает специалист. 

Мост в Поселье

Плачевная ситуация у нас и с районом Левого берега, начиная с самого аэропорта. Гостей города приходится встречать зданием, похожим на эдакий сарай, возле которого бродят коровы, лошади, слоняются бомжи. А пытаясь быстрее покинуть это место и отправиться поскорее в город, мы упираемся в знаменитую левобережную пробку, которой даже Элеватор уступает по протяжённости. 

Левый берег плохо сообщается с центром. Фактически до сердца города рукой подать, но ехать туда нужно в объезд по единственному мосту. Отсюда и затруднённость движения. 

- Когда-то в планах было с улицы Бабушкина сделать развязку на Богородский остров, а с него мост в Поселье и на Левый берег. Если это случится, то будет просто шикарно. Дорогу же необходимо сделать трёхполосной и запустить трамваи на Левый берег. Иволгинскую улицу нужно расширить до трёх полос, - говорит Космаков. 

Левобережье давно славится плохой инфраструктурой. Здесь плохие дороги, перебои со светом, нет воды, мало школ, переполненные автобусы. Решением всех этих людских бед вполне может стать более доступная связь с городом и его центром. Тогда в этом районе улучшится не только транспортное обслуживание, но и качество жизни в целом. 

Абсурд на дороге

Трёхполосные дороги нужны едва ли не по всему городу. Из новостей мы уже давно слышим о том, что через несколько лет должен появиться долгожданный третий мост через Уду, цель которого – разгрузить Элеватор и Стрелку. Но мало кто знает, какие неприятные последствия для автомобилистов повлечёт за собой его появление. 

- При выезде на Ботаническую напротив «МегаТитана» будет собираться пробка. Поэтому, чтобы ускорить движение, дороги должны быть в три полосы, в том числе и проспект 50-летия Октября, - уверяет специалист. 

Кстати, прокатившись от «МегаТитана» до Центрального рынка, мы столкнулись с интересной особенностью проезжей части. Сначала мы едем по замечательной трёхполосной просторной дороге, как вдруг в районе ЛВРЗ она внезапно становится однополосной. Тем не менее многие умудряются двигаться здесь в две полосы. На Элеваторе вообще непонятно, кто, как и во сколько полос движется, хотя по разметке здесь их две в каждую из сторон. Итак, спускаемся с Элеватора, поворачиваем на Коммунистическую и снова оказываемся на однополосной дороге. Проезжаем на Балтахинова – тут вновь сразу три полосы. Добираемся до Центрального рынка: правая полоса заставлена машинами, и с трёх полос мы сразу попадаем на одну. Выезжаем на Удинский мост – и их снова становится три. 

- Этот переход из трёх полос в одну и наоборот абсолютно нелогичен и создаёт абсурдную ситуацию на дороге, - коротко отметил Космаков. 

Дорогу в перспективные районы

Перемещаемся в сотые квартала. Пару лет назад здесь расширили дорогу. Казалось бы, на что ещё тут жаловаться. Просили широкую проезжую часть – получите. Но это почему-то не решило проблему пробок, и в час пик машины до сих пор движутся здесь с черепашьей скоростью. 

- Тут необходимо сделать «прокол» под железной дорогой (переезд в Горьком. – Прим. авт.). Сделать это будет удобно, потому что он расположен как раз на возвышенности. В идеале запустить трамвайные линии. И когда сюда пойдёт трамвай, эта часть города станет более доступной и удобной, - рассказывает урбанист. 

По подобию сотых кварталов постепенно развивается и новый 140-й квартал. В паре километров от него активно разрастается микрорайон Энергетик. А поскольку население там растет, у этих районов постепенно возникнут такие общегородские проблемы, как пробки и переполненные автобусы. 

- Улица Мокрова хоть и однополосная, но по ней всё равно едут в две полосы. Дорога здесь широкая, а значит, сделать её в две полосы реально. Широкими должны быть и межквартальные улицы. В Энергетик тоже необходимо запустить трамвай, - говорит Николай Космаков. 

ЧАСТЬ 2. Большая деревня

Растёт вширь

В какой-то степени наш город действительно производит впечатление именно этого населённого пункта. И этому есть несколько объяснений. 

Когда мы выходим на набережную Селенги, то видим перед собой на обратной стороне «шиферный район», именуемый Левым берегом. Хотя дома там все частные, но это тоже часть города. И вместо того, чтобы расти вверх по примеру городов европейской части России, Улан-Удэ растёт вширь за счёт частного сектора, всё больше проявляя признаки деревни. Здесь люди живут достаточно близко для того, чтобы называться городом, но опять же без признаков города. И не новость, что такие территории плохо обеспечены инфраструктурой. Основная плотность населения сосредоточена именно в таких районах, в то время как центр практически пуст с точки зрения деловых массивов. 

- Все условия жизни напрямую зависят от плотности населения. Чем она выше, тем больше уровень цивилизации. Центр города должен обрастать офисными и торговыми зданиями, деловыми центрами. А у нас всё размазывается частным сектором. И если нам нужен цивилизованный современный город, то необходимо повышать плотность, а чтобы её повысить, нужно строить многоэтажные дома, - рассуждает урбанист. 

В качестве примера архитектор привёл новостройки на улице Смолина. Район виадука некоторые жители уже окрестили местным Манхэттеном из-за современных многоэтажных домов с застеклёнными балконами. 

- Мне нравится, как сделана развязка на Балтахинова - здесь и дом, и рынок, и торговый центр, тут же красивый парк Победы. Здесь всё сделано шикарно и правильно. А ещё лучше было бы поставить высотку этажей в двадцать, чтобы со всего города было видно, где находится центр, - говорит Николай Космаков. 

Но какими бы красивыми эти части города не были, здесь нет-нет, да и наткнёшься на старое деревянное здание. В самом центре бурятской столицы, едва свернув с главной дороги в переулок, можно упереться в  двухэтажный 100-летний барак, либо на памятник архитектуры, которому лет 200 – 300. 

- Старые дома в центре, которые портят современный вид, необходимо сносить. А возле памятников архитектуры можно сделать зелёные зоны, тем самым подчеркнув их. Если же рядом строить многоэтажный дом, то дома-памятники можно обогнуть, к примеру, построив новое здание буквой «п», - размышляет архитектор. - Необходимо дать волю архитекторам, чтобы они строили футуристические красивые современные здания, а не коробки. Так, чтобы глаз радовался. Этого сегодня не хватает. 

Периферия в центре

Такие объекты, как реки и железные дороги, имеют особенность создавать вдоль себя периферийную зону, которая либо не используется, либо заполнена складами и прочими коммунальными объектами. В Улан-Удэ есть и то и другое: вдоль набережных у нас пустыри, а вдоль Транссиба - складские помещения. И, несмотря на то что всё это находится в двух шагах от центра, создаётся твёрдое ощущение периферии. 

- В центре очень много неиспользуемой территории. Все промзоны, которые у рек и железной дороги, нужно выносить из города в ближайшие районы. Город должен быть городом – тут место высоткам и торговым, деловым центрам. В качестве хорошего примера приведу Москву: там все логистические центры и заводы полностью вынесли за пределы города. Поэтому, проезжая по Москве, ты видишь именно город со всеми его признаками, - рассказывает Николай Космаков. 

Паркуйтесь под землёй!

С ростом населения растёт и количество автомобилей. В разгар рабочего дня в центре очень сложно найти парковочное место – машины стоят чуть ли не друг на друге. Некоторые автомобилисты и вовсе от безысходности вынуждены парковаться на пешеходной зоне или подпирать другие машины. По таким улицам, как Коммунистическая, Кирова или Сухэ-Батора, порой сложно проехать, поскольку автомобили тут ставят по обочинам и без того узкой проезжей части. 

- Парковки в городе должны быть подземными и муниципальными. Пусть я буду платить за неё 300 рублей в месяц, но зато буду точно знать, что приеду и припаркуюсь. И это нужно всему центру города. Например, на Гостиных рядах есть огромная территория, которая не используется. Здесь неплохо бы сделать такую парковку. Площадь Советов полностью вся забита машинами. Павел Зильберман (главный архитектор Улан-Удэ в 1966 - 2000 гг. – Прим. авт.) в своё время рисовал эскиз, на котором дорогу и парковочные места увёл под землю, а площадь сделал полностью пешеходной. Замечательная была идея, - подчеркнул архитектор. 

Нужен газ

Страдает в Улан-Удэ и вся инженерная инфраструктура. Ежегодно город сталкивается со множеством проблем, связанных с водоснабжением, теплоэнергией, электричеством, канализацией. С каждым годом проблемы лишь преумножаются. 

- Городу срочно необходима газификация. Зимой, как только все затопят печки, дышать просто нечем. Но стоит республике перейти на газ, в лучшую сторону изменится экологическая ситуация и поднимется уровень жизни, - подытожил Николай Космаков. 

Таким образом, достойный облик настоящего города зависит от его плотности, плотность - от транспортной инфраструктуры, а над развитием последней должны заботиться уже где-то «наверху». 

Мы упомянули, пожалуй, лишь те проблемы, которые наиболее сильно бросаются в глаза и невольно превращают Улан-Удэ в деревню. Если каждый пройдётся по улицам столицы и внимательно посмотрит по сторонам, то наберётся ещё десяток-другой проблем. А именно: тротуары утопают в траве, под путепроводом в районе Элеватора трескается и выпадает плитка, которую ещё пару лет назад усердно лепили над тротуаром, а бомжи и бродячие собаки всё так же пугают туристов…  На лужи, ямы, кусты и прочие «достопримечательности» в центре города пока обращают внимание лишь местные жители. Хотя наверняка и они уже привыкли. Нам же остаётся только верить в перемены к лучшему.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях