Село
9874
4

«Как будто радиация заставила бежать»: Об умирающем бурятском селе рассказали на федеральном канале

Почему люди покидали местный «Акрополь» целыми семьями и этажами, узнала вся страна

Скриншот с YouTube / канал "Сергей Шаргунов"

Недавно в заиграевском селе Новая Брянь побывал известный журналист и депутат Госдумы от КПРФ Сергей Шаргунов, представляющий в нижней палате российского парламента сразу четыре региона, включая Бурятию. Он также посетил столицу Тывы – Кызыл. Итогом этой поездки стал репортаж, который показали в очередном выпуске авторской программы Шаргунова «Двенадцать» на канале «Россия 24».

- Азиатское приграничье России. Отсюда уезжают. Сюда редко наведываются гости из остальных частей страны, – так начинается 12-минутный репортаж. – Но все, кто остаётся, кто созидает жизнь, сберегает культуру и воспитывает детей – это, без сомнения, пограничники. Держат наши рубежи. В этой программе – их лица. Тыва и Бурятия вроде бы близкие и обе соседствуют с Монголией, но между ними – неодолимые стены природы. Добирался в обе республики я каждый раз через Москву, а прямой рейс в Кызыл – вообще редкость. Пришлось ехать по Усинскому тракту через Саяны.

Большая часть программы посвящена Тыве. Бурятия же, по словам Шаргунова, похожа на неё «и природой, и историческими сюжетами, и горестями» (таймкод 8.23). Оказавшись в заиграевском селе, журналист первым делом отправился туда, где раньше стоял Новобрянский головной завод (НБГЗ).

- Здесь выпускали прицепы для тракторов и многое другое. От завода остались только руины, – поведал Сергей Шаргунов, назвав Новую Брянь «отечественным Акрополем».

Директор угольной котельной Заиграево Александр Заиграев рассказал, что когда-то на заводе трудилось две с половиной тысячи человек. Там ремонтировали тракторы и автомобили, а ещё производили тракторные прицепы, транспортёры и кузова для автомашин. Продукция НБГЗ поставлялась в 16 стран. Предприятие разваливалось постепенно – «растаскивалось», «бомбилось», хотя говорят, что такого оборудования, как там, больше нигде не было – по крайней мере, в Сибири.

- Всё ушло под молоток и на металлолом, – отметил Александр Заиграев.

В центре Новой Бряни тоже царит разруха. Здесь как будто взорвалась нейтронная бомба, подчеркнул Шаргунов.

- Никого нет. Жившие вокруг завода люди покинули свои дома целыми семьями, целыми этажами. Целым кварталом. Мёртвый центр посёлка. Как будто радиация заставила их бежать, – констатировал он.

А сельчане, в свою очередь, заявили: когда завод развалился и работать стало негде, все начали уезжать. Но на фоне пустых домов эти местные жители – не сдавшиеся, оставшиеся – всё равно находят повод для гордости. Говорят, что именно у них, в Новой Бряни, самая вкусная вода. И признаются: мысли уехать отсюда даже не возникало.

- То, что я показываю – тяжёлая картина. Но очень важна честность, чтобы врачевать раны и собирать камни, чтобы не уезжали, а приезжали сюда, где наше азиатское приграничье. Вот они – люди, которые на самых дальних землях родины каждый раз изумляют несломленностью, словно бы откуда-то – от предков, наверное, дана им жизненная задача – сохранять бодрость и достоинство, – подытожил свой репортаж Сергей Шаргунов.

Видео: YouTube / канал Сергея Шаргунова

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях