Роль хонгираток в истории человечества
Главное Популярное Все Моя лента

Роль хонгираток в истории человечества


155

Недавно посмотрел в Интернете фильм Сергея Бодрова-старшего «Монгол», где утверждается, что мать Чингисхана Оэлун происходила из рода олхонутов

Большую роль в жизни Чингисхана сыграла его мать — хонгиратка Оэлун. 

Поэтому стал выяснять, какое отношение имеют олхонуты к хонгиратам? Выяснил, что олхону́ты — исторический монгольский род, ветвь унгиратов. Oлхонуты являлись подкланом хонгиратов. 
В одних источниках этот древний монгольский род называют унгиратами, в других — хонгиратами. По-английски хонгираты пишутся как onggirats. В ходе проработки этой темы наткнулся на интересный  видеоматериал «Женщины Чингисхана», ссылку на который представляю вашему вниманию: https://hystory.mediasole.ru/zhenschiny_chingishana

Т. Д. Скрынникова выявляет наличие дуально-родовой организации, в которой унгираты и близкие к ним роды были брачными партнёрами (андахуда) борджигинов — Темуджина — Чингисхана и его предков. В условиях соблюдения экзогамии был очень важен договор о регулярном обмене девушками-невестами между борджигинами и унгиратами: «Большинство их и их детей брали девушек из рода Чингисхана, а в его (род) давали. Из воспеваемых в «Сокровенном сказании» унгиратками были жены Хабул-хана (Кара-лику) — прадед Чингисхана, самого Чингисхана (Бортэ); Оэлун, жена Есугея — отца Чингисхана, происходила из рода олхонут — ветви унгиратов.

Дж. Хольмгрен удалось проследить происхождение 69 женщин, становившихся жёнами представителей правящего дома Монгольской империи со времён Чингисхана до падения династии Юань в Китае. Унгиратки составляли 33 % от общего их числа.

Таким образом, хонгиратки в иерархии женщин чингисидов занимали наивысшее положение.

Большую роль сыграла мать-хонгиратка Оэлун в деле восхождения Чингисхана.

...Обретя покровительство Тогрил-хана, Темуджин стал его вассалом и получил определенный статус в обществе монголов. Не без помощи Оэлун среди монгольских племён стремительно стали распространяться слухи, что молодой Темуджин — избранник небес. Со всех сторон к нему потянулись кочевники. Прибывающие следом за первыми сообщали новые знаки и предзнаменования. Один человек говорил, что слышал, как вол промычал: «Все боги неба и земли за то, чтобы Темуджин был господином всей нации». С уверенностью можно сказать только одно: в те времена, как и сегодня (неважно, при помощи мычания быка или рекламы на телевидении), за каждой кампанией стоит стратег и дальновидный политик. Таким человеком была Оэлун.

Вот при таких обстоятельствах началось восхождение к власти Темуджина. Мудрая Оэлун, как всегда, стояла на страже его интересов, пристально следила за окружением, собирала степные новости и слухи и вовремя давала советы. Как и у многих великих политиков и гениальных полководцев, у истоков славы Чингисхана находился верный «серый кардинал» — его мать.

У монгольского народа появился новый вождь — избранник небес, потомок царственного дома монголов, рождённых прямо из чресел прародительницы — Алан Гоа. Сам Чингисхан благодаря матери искренне уверовал в свою божественность. Эта вера стала причиной рождения харизмы великого монгола, которая помогла ему вдохновить соратников и подданных на великие завоевания.

По утверждению Льва Николаевича Гумилева, «именно потребность в самоутверждении обусловливает быстрый рост системы, силы же для развития ее черпаются в пассионарности популяции как таковой». Именно мать Оэлун причастна прямым образом в возрождении пассионарности восхождения Чингисхана, следовательно, в создании им великой Монгольской империи.

В курене Темуджина и частично в курене матери Оэлун — Эке формируется новое объединение межродового альянса — орда. Наравне с сыном Оэлун становится влиятельной политической фигурой. Даже когда Темуджин находился в китайском плену, Оэлун сумела сохранить костяк орды и власть «золотого рода» борджигинов. Она была центральным ядром ещё небольшого, но уже войска.

Оэлун сумела создать хорошую систему безопасности, потому что только чувство полной защищённости могло удержать монгольских кочевников под её властью столь длительное время. Мать Чингисхана дала монголам надежду на перемены; народ ей верил и ждал своего вождя. Хотя формально Темуджина замещал брат Джочи-Хасар, реальная же власть была в руках Оэлун. Именно к ней приходили за помощью, советами, разрешением споров и конфликтов. О её мудрости слагали песни уже при жизни.

Оэлун стала символом гуманизма, стойкости, олицетворением величайших морально-нравственных качеств женщин монгольского народа.

По возвращении из плена Темуджин победил соперников, которые могли претендовать на звание хана монголов, и поставил перед собой великую цель: создание обширной монгольской державы. Во многом благодаря своей гениальной матери Чингисхан шаг за шагом добился этой цели и сделался политическим и религиозным вождём всего народа. Оэлун сыграла решающую роль в судьбе великого сына.

Своим примером мать дала уроки мужества Чингисхану, своей мудростью помогла ему сделать первые шаги к власти и удержать её в трудные годы.   До конца жизни Оэлун оказывала огромное влияние на сына. Только одной матери было позволено указывать на ошибки и учить уму-разуму потрясателя Вселенной. Она прожила долгую жизнь, увидела триумф Чингисхана в 1206 году. Монголы до сих пор почитают Оэлун как святую. 

Мы, буряты, забываем не только свой язык, но и свое историческое прошлое, где есть большие пробелы, проблемы и т. д. Материалы, которые я использовал в данной статье, являются общеизвестными, 
разрозненными. Я попытался их систематизировать и объединить в одну логическую цепочку.

Литература:
1. Монголы и меркиты в XII в. Л. Н. Гумилев. Этногенез и пассионарность. 
2. Сокровенное сказание. Монгольская хроника, 1240 г. 

Читать далее