туризм
3176
1

«Большой туристический проект» вместо катания на «бананах» и «плюшках»

Предприниматель из Бурятии решил изменить подход к турбизнесу на Байкале

Фото: Л. Актинов

Лето на Байкале короткое. Сезон на сибирском море длится всего пару-тройку недель, захватывая лишь конец июля и начало августа. Поэтому в эти дни автотрассы на Байкал плотно забиты рядами автомашин, владельцы которых спешат добраться до пляжей Горячинска, Максимихи, Чивыркуя и Мягкой Карги. 

А уж там-то! Количеству людей побережья теплых морей позавидуют – тут и улан-удэнцы, и иркутяне с читинцами, и гости из далеких российских регионов и зарубежных стран. Так что сейчас турбазы и гостевые дома забиты до отказа, а берега просто пестрят сотнями палаток. 

Есть в таком изобилии туристов и минусы, и плюсы. К отрицательным моментам можно отнести то, что антропогенная нагрузка на озеро выросла в разы. Но, отдадим должное местным властям, берега все-таки чистят, мусор убирают. Да и сами отдыхающие нынче стараются не мусорить – большинство все-таки убирает за собой. К плюсам можно отнести то, что летний сезон приносит местным жителям неплохой доход за счет сдачи домов и оказания услуг. Последнего момента мы и решили коснуться. 

Немудреный сервис

К сожалению, все те, кто отдохнул на Байкале, отмечают, что сфера услуг у нас крайне скудна. Максимум, что могут предложить туристам местные коммерсанты, так это катание на «бананах» и «плюшках», «бани на колесах» да автомобильные пассажироперевозки. Вот, пожалуй, и все. Ассортимент невелик. Именно это и удивляет приезжих туристов. 

- Который год к вам приезжаем, но все одно и то же! Только «бананы» да затрапезные «гостевые домики», - пожаловались нам гости из Иркутска. – А ведь места у вас красивые. Почему бы не организовать пешие и водные экскурсии с грамотными гидами, трофейную рыбалку или посещение экофермы? 

А действительно, почему? Ответ прост – сезон, как говорилось выше, у нас короткий и большинство коммерсантов не настроено на «долгий бизнес». Поэтому-то большая часть из них ограничивается лишь «бананами» и легковозводимыми гостевыми домиками, рассчитанными на летний сезон. Затраты невелики, зато прибыль неплохая. По такой схеме и работают годами. Однако очень скоро вся эта нехитрая схема может дать трещину. С каждым годом турист становится все требовательней. И если раньше гостям было достаточно только Байкала и немудреного «доморощенного» сервиса, то в ближайшем будущем одними «плюшками», юртами на берегу и моторными лодками их уже не удивишь.  Поэтому коммерсантам следует брать «дальний прицел» - разрабатывать долгосрочную стратегию своего развития. Иначе скоро перед ними замаячит грозная тень банкротства. 

От рыбалки до страусов

Наиболее продвинутые бизнесмены уже поняли, что ситуация изменилась. В их числе, например, Николай Маргасов, с которым мы встретились на Байкале. Бывший военный, а ныне глава фермерского хозяйства в селе Макаринино, несколько лет как перешел на схему «Большого проекта», объединяющего в себе экскурсионные перевозки по акватории, трофейную рыбалку, строительство круглогодичной турбазы и развитие фермерского подворья. 

Маргасова можно смело ставить в пример. Проекты у него интересные! Например, он завел страусов, которые стали настоящей легендой баргузинского побережья. По словам Николая, необычная идея пришла к нему после знакомства с читинским фермером, выращивающим страусов. 

- Тогда я и загорелся - в одних климатических условиях живем, почему бы не попробовать, -  рассказал Николай Маргасов. 

Изучил литературу, окончил курсы крестьянских фермерских хозяйств. И ведь пошло дело! Сейчас у Николая уже два африканских черных страуса и птенец австралийского эму. Кроме того, на подворье Маргасова обитает настоящий экзотический зоопарк: от индюшек и диковинных куриц до вьетнамских поросят и небольшого табуна лошадей. Кстати, один из коней более чем примечательный – у него синие глаза! Но и это еще не все. Тех, кто приезжает на подворье, хозяин потчует таежным медом с далекой заимки. Есть у Николая задумки и по круглогодичному размещению туристов – на подворье строится целый туристский комплекс в экостиле – с зонами отдыха, деревянными срубами и домашней кухней со своего подворья. 

Визит на подворье удивил нас и тем, с каким неиссякаемым энтузиазмом Маргасов работает над своим проектом. Он и рыб прикармливает для трофейной рыбалки, и пирс строит, чтобы туристов по речке катать, и даже деревья на горелых участках высаживает, чтобы приезжим красоту здешних мест показать. 

Проект Николай реализует только собственными силами - без оглядки на гранты и субсидии, только на энтузиазме. Хотя, конечно, помощь республики такому бизнесмену никак не помешала бы. Ведь помимо коммерческих вопросов Маргасов решает и социальные задачи – трудоустраивает местных жителей. 

- Сейчас единственная работа у нас - это пилорамы. Другой работы нет. Вот молодые и перебираются в город… А деревня в результате стареет, перестает быть кормилицей, - со вздохом говорит Николай. - Поэтому я стараюсь привлечь к работе как можно больше местных жителей. 

Вот такой «Большой туристический проект» строит баргузинец Маргасов: от турбазы в Макаринино и страусов до экскурсий по Байкалу, которые он проводит на своем катере. И, это надо отметить, уже сейчас на его катер рвутся туристы, ведь в пути следования Николай не только судно ведет, но и успевает массу интересных историй рассказать туристам. Словно профессиональный гид! Думаем, что именно таким и должен быть настоящий байкальский туризм. А не таким, как сейчас – с «плюшками» да «бананами».

Автор: Леонид Актинов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях