транспорт
18466
13

Почему в Улан-Удэ так мало «больших» автобусов и когда запустят трамвай на Восточный?

Корреспонденты «Информ Полиса» разбирались в вопросах транспортного обеспечения

Фото: архив infpol.ru

Однажды специалист-транспортник объяснил, чем отличается город с хорошо налаженной системой пассажироперевозок. И сделал он это без всяких формул, схем и длинных разъяснений. Оказывается, все просто. 

Если можно доехать из одной точки города до любой другой, без пересадок, то транспортная схема считается удовлетворительной. Хорошей ее можно назвать, если пришлось ждать нужный автобус не более 5 минут. Если следовать этим критериям, то можно понять, что в Улан-Удэ маршрутная схема явно нуждается в корректировке. 

Схема маршрутов

Кажется, что столица переполнена различными маршрутами, которые доезжают до самых отдаленных микрорайонов. Но если вы живете на Левом берегу, а нужно добраться в «сотые» кварталы, то без пересадки не обойтись. Не так далеко смогут уехать жители «Пентагона», Вахмистрово и Зверосовхоза. И таких точек на карте города достаточно. Перечислять их не имеет смысла. Каждый знает транспортные нюансы своего микрорайона. Так что констатируем: в нашем городе добраться из пункта «А» до пункта «Б» без пересадки порой просто невозможно. Оставляет желать лучшего и время ожидания. Многим из нас приходилось долго ждать, когда из-за угла наконец-то вынырнет «микрик» с заветным номером. 

Почему же получается, что транспорта вроде много, но, если коснись, не хватает? Одна из причин кроется в схеме маршрутов, на которую в 2008 году обратили внимание  специалисты из Питера, исследовавшие пассажиропоток Улан-Удэ. Они и отметили массу дублирующих маршрутов: многие автобусы под разными номерами двигаются по одним и тем же «линиям». Отличия минимальны – в легком отклонении в сторону какой-нибудь улицы и расположении конечной. Во всем остальном они повторяют друг друга. Но двигаются они в основном только по центральным магистралям. Поэтому-то и получается, что в одном месте «густо», а в другом – безнадежно «пусто». Так, может, взяться снова за схему маршрутов и наконец-то составить ее так, как нужно? Если не можем сами, то пригласить иногородних специалистов. Но пока мэрия лишь отвечает, что обследования пассажиропотоков с проведением научного исследования проводились в 2008 и 2014 годах и запланированы на следующий год. 

Сами себе хозяева?

Так что, ждать целый год, чтобы получить одни лишь «обследования»? Может, мэрии пора взяться за работу своими силами? Почему бы не перебросить часть маршруток на другие линии? Ответ администрации показался несколько расплывчатым. Муниципалитет сообщил, что 80% пассажироперевозок приходится на долю частных перевозчиков. 

Понятно, что смещаться с «жирных» маршрутов на «тощие» «частники» не желают. Однако тогда другой вопрос: неужели муниципальные власти в лице комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству не могут ничего сделать, чтобы повлиять на «частников»? Неужели те такие уж «сами себе хозяева», что могут диктовать волю городским властям? Верится с трудом. Не сами же «частники» выехали на дороги как таксисты-«бомбилы»! Все они получали разрешения, которые в случае чего можно и отозвать. Так что ссылки на то, что у «частников» своя жизнь, повлиять на которую нельзя, как нам кажется, звучат просто как отговорки. 

А где же МУП?

В любом мало-мальски развитом городе всегда есть «палочка-выручалочка» - муниципальные предприятия по перевозкам. Имеются они и в Улан-Удэ. Это МУП «Городские маршруты» и МУП «Управление трамвая», вооружение которых - более ста единиц техники: 52 автобуса большого и среднего класса + 58 трамваев. 

52 автобуса – это немного, но и немало. Но часто ли вы встречаете их на улицах? Как сообщили в комитете по транспорту, автобусы «Городских маршрутов» обслуживают отдаленные микрорайоны (Забайкальский, Сосновый Бор, Звездный, Площадку, СНТ и др.), где отсутствуют альтернативные маршруты.  Однако о том, почему у нас нет альтернативных маршрутов, мы уже говорили. Так что комитету, наверное, не стоит ставить себе в заслугу то, что они не сумели договориться с «частниками» и теперь спасают население отдаленных районов. 

К тому же есть претензии и по «муниципальным» маршрутам. Автобусов (особенно большой вместимости) не хватает, они изрядно изношены. Парк муниципального транспорта не обновлялся уже 10 лет. Почему такое стало возможным? Муниципалитет отвечает, что нет денег. «Обновление предусмотрено на условиях софинансирования из республиканского и местного бюджетов. Однако финансирование ежегодно откладывается», - объясняют в комитете. Тут же упоминается, что стоимость одного автобуса ЛиАЗ составляет 7 - 9 млн рублей. 

Думаем, что найти деньги все-таки можно. Например, мэрия могла пересмотреть бюджет, отказаться от некоторых дорогостоящих мероприятий, часто имеющих имиджевый характер, и все-таки изыскать средства, чтобы покупать хотя бы по одному трамваю и автобусу в год. 

Есть и другие варианты. Во время визита полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева обсуждался вопрос приобретения 21 автобуса и 12 трамваев, а также дальнейшего обновления подвижного состава. «Надеемся, что наши потребности будут удовлетворены», - с гордостью сообщает комитет. Но тогда спрашивается, почему городские власти стали решать вопрос только тогда, когда приехал дальневосточный полпред? Почему не обращались к полпреду Сибири, когда еще были в составе СФО? Стеснялись? Почему муниципалитет все эти годы не бил во все колокола, не стучался во все двери власти – от республики до федерации? Ведь вопросы можно было решить. 

Не хотелось бы завершать статью на одном негативе. У комитета по транспорту все-таки есть перспективные проекты. Например, запуск трамваев в «сотые кварталы» и на Машзавод. «Генеральным планом и программой комплексного развития в период до 2030 года предполагается строительство трамвайного депо на юго-западе Улан-Удэ, трамвайной линии в сотые кварталы и в юго-восточный район. До 2035 года предполагается строительство ветки до мкр-на Восточный». Так что трамваи туда все-таки пойдут. Правда, через 10 - 15 лет. Подождем, нам не привыкать… 

По независящим причинам

В свое время городские власти с упоением рассказывали о спутниковом мониторинге общественного транспорта. Да и сейчас в комитете отмечают, что «к положительным моментам ГЛОНАСС можно отнести повышение дисциплины водителей, соблюдение графика движения, улучшение качества обслуживания и т.д.». На основе ГЛОНАСС мог бы получиться прекрасный вариант - создание единой диспетчерской службы, которая контролирует весь общественный транспорт Улан-Удэ, регулирует потоки и при необходимости перекидывает автобусы на самые напряженные участки. Горожане же могли отслеживать нужные автобусы и трамваи по телефонам и своевременно выходить на остановку. Но пока мы слышим только о том, что в работе портала bus03.ru и приложения «Умный транспорт» периодически возникают технические сбои. Правда, своей вины комитет в этом не видит – сбои случаются «по причинам, не зависящим от службы контроля пассажирских перевозок».  

Справка infpol.ru
По вопросам о качестве перевозок, поведении водителей можно и нужно обратиться на телефон «горячей линии»: 45-45-53. Звонки принимаются ежедневно с 8:00 до 20:00, включая выходные и праздничные дни. В сообщении необходимо указать госномер автобуса, время и место события. Кстати, жалоб стало больше. Если в 2013 году диспетчеры «горячей линии»  приняли 1,5 обращений, то в 2018 году их стало более 3 тысяч. Так что ситуация явно ухудшается.

Автор: Леонид Актинов, Анна Соболева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях