Общество
4669

Под надзором

Руководитель республиканского Роспотребнадзора - о борьбе с фальсификатом, вакцинопрофилактике гриппа и о том, каких проверок ждать предпринимателям

- В 2018 году органы и учреждения Роспотребнадзора по Республике Бурятия   продолжали работу по обеспечению устойчивой санитарно-эпидемиологической ситуации в республике и по эффективной защите прав потребителей. Специалистами проводится большая работа по многим направлениям: это и качественные и безопасные продукты питания, товары, услуги, и благоприятная окружающая среда, и здоровье населения в целом, - говорит Сергей Ханхареев, руководитель Роспотребнадзора по РБ.

Эпидемическая ситуация в республике в 2018 году оставалась стабильной.

- Добиться этого удалось благодаря целому комплексу проведенных профилактических и противоэпидемических мероприятий, - заверяет Сергей Ханхареев. - Отмечается снижение общей инфекционной заболеваемости на 7%, из 42 нозологических форм достигнута стабилизация и снижение по 22, по 11 отмечены единичные случаи. Вместе с тем зарегистрирован рост заболеваемости сальмонеллезом в 1,5 раза, норовирусной инфекцией - в 1,7 раза. Отмечалось осложнение эпидситуации в связи с регистрацией очагов инфекционных заболеваний, связанных с предприятиями общественного питания. Плановые мероприятия в отношении таких предприятий общепита не проводились в связи с «надзорными каникулами». В ходе внеплановых мероприятий выявлен ряд грубых нарушений требований санитарного законодательства. Мы приняли все необходимые меры, деятельность объектов была приостановлена, предпринимателями возмещен причиненный вред здоровью людей на общую сумму свыше 3,5 млн рублей.

В этой связи хочу обратиться к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, оказывающим услуги питания, что необходимо неукоснительное соблюдение обязательных требований санитарного законодательства. Особенно сейчас, в период проведения праздничных новогодних мероприятий, корпоративов, необходимо принять дополнительные профилактические меры. Предприниматели должны ответственно и бережно относиться к своим клиентам, к их здоровью.

Колбаса да сливочное масло – пища наша

- Сегодня много говорят о фальсификации продуктов. Что чаще всего подделывают?

- Проводится большая работа по пресечению оборота фальсифицированной пищевой продукции на потребительском рынке республики. Чаще всего фальсифицируют молочные продукты, колбасные изделия. К примеру, в пробах сливочного масла при лабораторных исследованиях обнаруживаются жиры растительного происхождения, которых там не должно быть, в колбасных изделиях выявляются непредусмотренные по рецептуре соевая мука, крахмал.

Нередко среди фальсификатов бывает и продукция местных производителей.  Забраковано 90 партий пищевых продуктов общим объемом 6000 кг. Все они изъяты из оборота и утилизированы.

- Как же выбрать на полке магазина качественный продукт?

- В этом потребителю поможет маркировка товара. Ведь фальсификатом считается продукт, в котором обнаруживаются ингредиенты, не заявленные производителем на упаковке. Поэтому мы считаем, что информировать о составе продукта нужно максимально полно и доступным способом. Главная задача – чтобы потребитель понимал, что он покупает.

С 2019 года вступают в силу изменения в законодательстве, в соответствии с которыми маркировка товаров должна быть легкочитаемой, шрифт должен быть четким и разборчивым, соответствующего размера.

Хотел бы напомнить жителям республики, что вся информация о фальсифицированной продукции и ее производителях размещается на Государственном информационном ресурсе по защите прав потребителей Роспотребнадзора в открытом доступе. Кроме того, потребители смогут найти там алгоритм действий в случае нарушения их прав, ответы на многие вопросы в сфере защиты прав потребителей, нормативно-правовые акты и информационно-аналитические материалы.

- Можно сказать, что это справочник для потребителя, очень полезный и необходимый. А на что чаще всего жалуются потребители?

- В этом году специалистами службы рассмотрено более 5 000 обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей. 55% из них – это обращения на  нарушение прав потребителей в сфере торговли. Много обращений на нарушение прав потребителей на финансовом рынке. И здесь стоит отметить, что потребители стали более грамотными. Они знают свои права, как их отстаивать путем претензионного порядка. Но не всегда потребителям удается сделать это самостоятельно, поэтому мы, как государственный орган, призванный защищать права потребителей, осуществляем и судебную защиту граждан. Так, в 2018 году в суды республики в целях восстановления нарушенных прав потребителей подано 41 исковое заявление. По всем заявлениям требования управления удовлетворены, а это значит, что права потребителей восстановлены. Кроме этого, в целях защиты прав потребителей в судах даются заключения. В результате участия управления в судебной защите в пользу потребителей присуждено денежных средств на сумму 2 309,4 тыс. рублей.

Покупки в Интернете – под контроль

- Сегодня многие приобретают товары через Интернет, и бывает, что приходит товар, который не соответствует заказу. Планируется ли введение дополнительной защиты таких сделок?

- Да, вы правы, этот вопрос очень актуален. С 1 января 2019 года вступают в силу поправки в Закон РФ «О защите прав потребителей» по регулированию деятельности агрегаторов.

Что такое агрегаторы? Это электронная торговая площадка, на которой аккумулируются предложения о продаже товаров/услуг различных продавцов.

По сути, какой-либо ответственности перед покупателем они фактически не несли. И «закон об агрегаторах» направлен на защиту прав и интересов потребителей в их правоотношениях с агрегаторами. Кроме того, повысится прозрачность процедуры покупки товаров через такие платформы, что позволит обеспечить защиту покупателей от недобросовестных продавцов.

Контрольная закупка

- В 2018 году нас наделили полномочиями проведения контрольной закупки. Буквально в конце ноября правительство Российской Федерации утвердило правила, по которым должны организовываться и проводиться контрольные закупки. Ожидаем принятия еще дополнительно подзаконных нормативно-правовых актов, которые позволят нам уже в полную силу использовать контрольную закупку с целью проверки соблюдения обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям, в том числе при совершении сделок с использованием почтовой связи, электросвязи, Интернета. Таким образом, у нас появится дополнительный инструмент в выявлении некачественных товаров и услуг.

- Какие цели и планы намечены вами на 2019 год?

- Цель у нас всегда одна – обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия наших граждан и защита их прав как потребителей. Вы, наверное, знаете, что президент Российской Федерации утвердил национальные цели и стратегические задачи развития нашей страны на период до 2024 года, которые направлены на повышение уровня жизни граждан, рост продолжительности жизни и т.д. В том числе и перед нами поставлены определенные задачи, которые необходимо решать совместно с органами исполнительной власти республики, органами местного самоуправления.

Пока же хотелось бы поздравить всех читателей «Информ Полиса» и жителей республики с наступающим Новым годом! Желаю крепкого здоровья, семейного благополучия, успехов во всех начинаниях и исполнения самых заветных желаний! Пусть 2019 год подарит много счастливых моментов! Берегите себя и близких!

Автор: Даша Александрова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях