медицина
4737

Как не доводить конфликты с врачами до суда?

Спорные вопросы между пациентами и врачами можно решить мирно, не доводя до коридоров суда

Галина Дамдинова, руководитель Центра досудебного урегулирования конфликтов Медицинской палаты Бурятии.

Сделать это можно с помощью службы медиации, которую активно развивает и продвигает Медицинская палата Бурятии.

Закон «О медиации» сравнительно новый, действует всего несколько лет, но он уже доказал свою эффективность.

Что такое медиация?

С этим вопросом мы обратились к Галине Дамдиновой, руководителю Центра досудебного урегулирования конфликтов Медицинской палаты Бурятии.

- Медиация - это способ урегулирования конфликта или спора между двумя сторонами с участием независимой, третьей стороны. По сути, это один из видов примирительных процедур. Она ориентирована именно на выявление реальных интересов и потребностей не одной, а обеих конфликтующих сторон. Говоря о применении медиации в сфере здравоохранения, мы должны знать, что это конфликт не только между медицинским работником и пациентом. В спектр этих споров могут быть вовлечены само медицинское учреждение, другие специалисты и другие стороны, - объясняет Галина Хандажаповна.

Активное повсеместное движение по развитию медиации в сфере здравоохранения началось сравнительно недавно. Инициативной группой Национальной медицинской палаты под руководством Л.М. Рошаля изучен опыт врачебной палаты Германии. Организованы первые конференции для врачей, где доложены результаты работы, обрисованы перспективы развития медиации в здравоохранении.

Медицинская общественность Бурятии при поддержке Медицинской палаты  также активно включилась в это движение. На сегодняшний день прошли обучение основам медиации более 30 человек из различных медицинских организаций города и республики. Медицинская палата Республики Бурятия заключила соглашение с НОУ «Учебно-методический центр «Триада» для обучения врачей медиативным техникам в целях снижения конфликтов в практической деятельности.

- Конечно, не все конфликты в медицине можно урегулировать с помощью медиации. Однако в большинстве случаев, при добром желании сторон, можно найти взаимоприемлемые пути выхода из создавшейся ситуации. Главное, чтобы люди понимали: институт медиации  нужен  не для того, чтобы спасти медицинские учреждения от жалоб, а для того, чтобы улучшить культуру отношений в сфере здравоохранения, мотивировать медицинских работников на строгое соблюдение норм этики, - говорят в Медицинской палате республики.

Кто в выигрыше?

Из практики разрешения медицинских споров в суде можно сделать следующий вывод: в суде выигрывает одна сторона, но проигрывают обе. Проигрыш состоит не только в потере времени, финансовых средств, эмоциональном перенапряжении и нежелательной для сторон конфликта огласке.  В случае победы врача или медицинской организации в суде не всегда делаются объективные выводы из ошибок, что в дальнейшем может привести к новым конфликтам. Для проигравшего же дело пациента это заканчивается тягостным ощущением бессилия, разочарования, уверования в несправедливость существующего порядка.

В случае другого исхода конфликта, когда пациент получил желаемое решение суда, он все равно не чувствует удовлетворения, т.к. остается со своими проблемами «один на один», испытывая недоверие ко всем медицинским работникам.  

Не следует забывать также о том, что спор между врачом и пациентом выливается в длительные судебные тяжбы и практически всегда сопровождается многочисленными потерями обеих конфликтующих сторон: времени, моральных и физических сил, имиджевыми, финансовыми.

Служба медиации в Бурятии открыта для диалога и напоминает, что любые конфликтные ситуации можно решить цивилизованным путем. Обращайтесь: г. Улан-Удэ, ул.Советская 23 оф. 12 (Здание администрации Советского района). Телефон: 8 (3012) 21-12-03, факс: 8 (3012) 21-12-03, сайт: www.medpalatarb.ru.

Можно ли договориться?

- Да, можно. Более того, нужно постараться сделать это, потому что только таким образом возможен поиск взаимоприемлемого решения. Главное - пациент и врач (или медицинское учреждение) начинают слышать друг друга, ведь только в конструктивном диалоге каждая из сторон способна найти правильный вектор поведения. Только в конструктивном диалоге могут быть выявлены системные ошибки, сохраняются доверие и уважение к медицине, не пострадают доброе имя и деловая репутация врача или медицинской организации, - подчеркивает Галина Дамдинова. - И только в конструктивном диалоге могут быть услышаны и приняты во внимание нужды пациента, удовлетворен его главный интерес – здоровье.

Автор: Инна Бальчинова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях