В Улан-Удэ определится юбилейный пассажир трамвая
Главное Популярное Все Моя лента

В Улан-Удэ определится юбилейный пассажир трамвая

Сергей Александров
2585 2

МУП «Управление трамвая» отмечает юбилей

60 лет – много это или мало? Для истории – миг. Но, с другой стороны, 60 лет – это почти человеческая жизнь. Именно столько бок о бок с улан-удэнцами и живет чудо XX века – трамвай. 60 лет в жару и стужу, зной и ливень, снегопад и гололед улан-удэнские трамваи обеспечивают бесперебойную работу по перевозке пассажиров, спешащих на работу и учебу, по своим неотложным делам.

И делают это с самого раннего утра, когда еще не взошло солнце, и до поздней ночи. Официальным днем рождения улан-удэнского трамвая считается 16 декабря 1958 года. Именно в этот день на улицы выехал самый первый городской пассажирский электропоезд. Этот день стал для горожан настоящим праздником! По рассказам очевидцев, встречать первый трамвай вышло, наверное, все население столицы. С таким нетерпением ждали чуда горожане.

В то время в соседнем Иркутске трамваи уже ходили. Улан-удэнцы, возвратившиеся из областного центра, с нескрываемой завистью говорили об этом. И было от чего – в те годы трамвай придавал городу особый статус. «У нас есть трамваи!» – так с гордостью говорили жители крупных городов СССР. А в Улан-Удэ этого технического новшества не было, что превращало столицу в небольшой городок «уездного типа».

Диктовали свои условия и перспективы развития столицы Бурятии. Наш город становился промышленно-индустриальным, в Улан-Удэ открывались новые предприятия, росло население. Пассажирская сеть, состоящая из одних лишь старых автобусов, с большим числом людей уже не справлялась. Поэтому в Улан-Удэ и встал вопрос о том, как разрешить проблему пассажиропотока. 27 апреля 1953 года исполком Улан-Удэнского городского Совета депутатов признал необходимость строительства в городе трамвайной сети.

Строительство путей, генеральным подрядчиком которых выступило Бурятское управление строительства, началось в 1956 году. Между прочим, энтузиазм горожан был настолько велик, что в строительстве приняли участие не только коллективы большинства улан-удэнских предприятий, но и население столицы. Так что стройка была поистине народной!

В первую очередь трамвайные линии должны были обеспечить подвоз рабочих на ЛВРЗ. Поэтому «пилотная» трамвайная линия протяженностью в 10 км (в однопутном исчислении) появилась сначала в Железнодорожном районе. Это была «ветка» от ПВЗ (поселок вагонного типа) до Заудинского кольца (район улицы Бабушкина). Там же, на ПВЗ, появилось и первое трамвайное депо. Оно располагалось на конечной остановке и было рассчитано всего на 25 вагонов. Впрочем, по тем временам и этого было много – улан-удэнский парк состоял всего из 18 вагонов.

Все первые трамваи ходили только сцепками. Пассажирские сиденья были достаточно жесткими, а в вагонах отсутствовал обогрев. Но на такие мелочи ликовавшие улан-удэнцы просто не обращали внимания. Главное, что в столице Бурятии появился свой трамвай!

– В те годы все горожане непременно хотели проехать на трамвае, – рассказывали нам очевидцы событий.

Движение вперед

В 1962 году улан-удэнцев ждал приятный сюрприз – в столицу прибыли трамваи новой конструкции, имеющие современное на те годы оборудование, новую ходовую часть, а салоны были оснащены полумягкими сиденьями. В 1964 году парк вагонов увеличился до 74 единиц.

Столь быстрая модернизация, помимо положительных моментов, повлекла и ряд проблем. В Улан-Удэ не хватало специалистов (пришлось привлекать железнодорожников), не было условий для ремонта трамваев, починки оборудования и агрегатов. В депо не было даже смотровых ям – осмотр вагонов производился непосредственно на путях.

– Это был очень трудный период становления предприятия, – вспоминают ветераны Управления. – Остро встал вопрос о строительстве новой технической базы.

Но со всеми проблемами и трудностями справились. Вскоре в столице запустили новое депо – в Октябрьском районе – на 100 единиц двухосных вагонов типа КТМ-1,2. Оно появилось в 1967 году.

Экипаж маршрута Бабушкина-Шишковка водитель-Каплина Т., кондукторы - Бузины Л и Э. Лето 1960 год

Обновление ремонтной базы позволило приступить к освоению нового подвижного состава – 4-осных вагонов «КТМ-5М3». Это была усовершенствованная модель, и к 1973 году весь парк улан-удэнских трамваев был заменен на эту модель. Этот тип вагонов «пробегал» по улицам города до начала 90-х годов. Наверное, поэтому он больше всего и остался в памяти людей как истинно народный вид транспорта.

Ноябрь 1983 года, открытие маршрута №7 от Лицея до 47 квартала

В 1993 году трамвайное депо вновь приступило к обновлению парка. В Улан-Удэ прибыли вагоны новой модели – «608». В 2004 году МУП «Управление трамвая» первым в Сибири и на Дальнем Востоке освоило новую модификацию – модель «71-619КТ» с релейно-контакторной системой управления, улучшенным дизайном кузова, салона и кабины. А удобные пассажирские сиденья, современные материалы и новые конструктивные решения обеспечили пассажирам максимальный комфорт. В период с 2004 по 2008 год, согласно договору между администрацией Улан-Удэ и Усть-Катавским вагоностроительным заводом, в столицу Бурятии было поставлено 20 таких новых вагонов.

С 2015 года идет тенденция к увеличению количества перевозимых пассажиров. По итогам 2017 года трамвай перевез более 12 миллионов пассажиров. В 2017 году началось оснащение всех вагонов дополнительными тепловыми пушками, для создания комфортных условий для пассажиров в зимнее время года. В 2018 году завершена установка системы видеонаблюдения в трамвае для обеспечения безопасности наших пассажиров с привлечением бюджетных средств. В 2017 году произведен капитальный ремонт трамвайных путей по ул.Терешковой. В 2018 году новые пути на железобетонной шпале с алюмино-термитной сваркой стыков появились на участке в «20 а» квартале по ул. Ключевская и по ул. Чертенкова. Ежегодно своими силами предприятие ремонтирует аварийные участки трамвайного пути и контактную сеть. Реализация всех этих мероприятий была бы невозможна без поддержки городских и республиканских властей.

На сегодня в депо находятся 58 единиц пассажирского подвижного состава и 9 специальных трамваев (снегоочистители, вагон-сетеизмеритель, спецвагон с компрессорной установкой и сварочным аппаратом для ремонта пути, вагон-станция и т.д.). Ежедневно на линию выходит 40 вагонов, двигающихся по четырем маршрутам. На предприятии трудятся около 600 человек.

4600 раз вокруг земли!

За 60 лет общий пробег вагонов составил почти 185 млн километров. Таким образом, улан-удэнский трамвай объехал вокруг земли 4600 раз! Совсем скоро МУП «Управление трамвая» выявит 1 миллиард 723 миллионного пассажира! Именно столько, судя по контрольным билетам за все 60 лет, было зафиксировано перевезенных пассажиров. Юбилейный пассажир по подсчетам МУП «Управление трамвая» определится в декабре 2018 года. Счастливчик получит эксклюзивный памятный сувенир и ценные подарки из рук директора предприятия Юрия Санжанова. Выбирайте экологически чистый транспорт и, возможно, именно вы станете юбилейным пассажиров трамвая!

Читать далее