Человек года 2015
676

Морихиро Ивата: "Бурятия для меня центр Земли"

Художественный руководитель Бурятского государственного академического театра оперы и балета – наш новый номинант на премию «Человек года»

Мы представляем уже прославленного в культурной сфере республики человека, который даже и не думал, что Бурятия когда-то станет для него родным домом. Наш номинант на премию «Человек года» - Морихиро Ивата.

Его называют японской звездой русского балета. Морихиро-сан блистал на сцене Большого театра и крупнейших площадках мира. А теперь он отдает всего себя бурятскому балету. Художественным руководителем труппы Бурятского государственного академического театра оперы и балета им. Г.Ц. Цыдынжапова он стал в сентябре 2012 года.

Как говорит он сам, его миссия - «создавать совершенное искусство». Морихиро Ивата учит артистов не только технике танца, но и артистизму. Под его руководством театр обрел классические и колоритные спектакли «Дон Кихот», «Баядерка», «Бахчисарайский фонтан», «Тамаши» и др. Морихиро Ивата всегда находится в поиске новых идей. В 2014 году им был создан Культурный фонд. По его приглашению в Улан-Удэ приехали артисты из Японии, жители Бурятии познакомились с культурой Страны восходящего солнца. Он умеет создавать гармоничное сотрудничество культуры и бизнеса. Благодаря Культурному фонду Морихиро Ивата для театра и хореографического колледжа, где он еще и успевает преподавать, приобретены новые балетные пачки и пуанты.

- Морихиро-сан, вы уже три года живете в Бурятии, работаете в театре. Как вы считаете, удается ли выводить культуру на новый уровень?

- Для меня радостно, что я могу работать в этом театре. Мне нравится труппа, я получаю творческое удовольствие. Могу сказать, что для себя я нашел здесь многое: новый взгляд на жизнь, обрел другие ценности. В большом городе, в котором крутятся большие деньги, мне кажется, все важное теряется. А здесь я чувствую, что живу. Конечно, деньги сегодня очень важно. Без финансов трудно существовать, любое дело нуждается в них. Но здесь есть хорошие люди, которые меня поддерживают. Сейчас для меня центр земли – это Бурятия, Улан-Удэ. Я не могу сказать, что приехал сюда поднимать культуру. На самом деле тут и так очень высокая культура. Есть уважение к традициям. Я хотел бы помочь немного расширить рамки.

- Какие достижения вы считаете своими главными победами?

- Если подумать, то что-то полезное я уже сделал. Но я считаю, что это длинный путь и не окончательные результаты. Идеал еще далеко. Главное, что мы, я, труппа, зрители, растем. И я не делаю это через скандал. Скандалом можно быстро заинтересовать, но также быстро люди про тебя забудут. Лучше идти по долгому пути, зато это и останется надолго. Думаю, мы идем по правильному пути.

- Чего сейчас не хватает нашему театру оперы и балета?

- На самом деле тут есть все. Не все возможности до конца раскрыты. Театр может еще больше расцветать. Недавно разговаривал с другом из Японии. И он мне сказал, что о таком театре, как в Бурятии, в Японии можно только мечтать. Чтобы содержать труппу из 60 человек, нужны большие деньги! То же самое и оркестр, зал, пошивочные. А у нас все это есть, республика нас поддерживает! Нам очень повезло! Но многие люди не ценят то, что имеют. Как и нетленное тело Хамбо ламы Итигэлова. Он единственный в мире, и пришел именно в наше время. А мы вот так живем, будто это обычно, и не ценим.

- Что нужно сделать, чтобы наш театр стал самым лучшим, гремел на весь мир?

- ...(думает) К такому результату, конечно, надо стремиться. Но надо помнить, что искусство – это не бизнес. Больших денег этим не заработать, главное, что оно дарит людям счастье. Поэтому без финансовой поддержки ничего не состоится. Хотелось бы, чтобы не только правительство поддерживало. У меня есть друзья, руководители театров в разных регионах, они рассказывают, что у них очень мощная финансовая поддержка от правительства. Власти через театр поднимают город. Они понимают, что театр - это не просто здание, а лицо и культура города.

- То есть все, как обычно, упирается в деньги?

- Задач много. Это только один из важных моментов. Пока у меня не на все сил хватает, надо всем работать.

- Активно ли зритель сейчас ходит в театр?

- Здесь очень высококультурный народ. Тут очень любят классику, хотя многие говорят, что надо делать что-то современное. Есть одна проблема. Зрители, бывает, один раз посмотрят спектакль и больше на него не ходят. Говорят: «Я уже видел». Но ведь классическое искусство можно много раз смотреть и каждый раз открывать для себя что-то новое. «Лебединое озеро» я смотрел множество раз, и каждый раз наслаждаюсь по-новому. Это духовное питание. Пока в этом плане слабовато. У людей нет такой привычки.

- Как быть с тем, что многие жители Бурятии, в том числе артисты, хотят уехать из республики?

- Конечно, в Москве, Петербурге, Лондоне возможностей больше. Масштабы там другие, что говорить. Стремиться к этому хорошо. Но главное понять, какие цели ты ставишь в своей жизни. Если это нужно, чтобы расширить свой взгляд на жизнь, повысить свой уровень, то это прекрасно. Но чего они хотят? За два последних года ни один выпускник хореографического училища не пришел к нам в театр. Ни один человек! В детях воспитывают стремление заработать, а значит, куда-то уехать. И что странно, те люди, которые уехали, как будто считаются лучше. Знаете, я считаю, это результат неправильного воспитания, дети ведь сами ничего подобного не думают.

- Но ведь и вы сами однажды уехали из своего города, чтобы танцевать на лучших площадках, в том же Большом театре.

- Да, я хотел, стремился. Конечно, там здорово. Там все работает, система отлажена. Но все-таки я считаю, лучше вообще не уезжать. Нужно самим делать такое искусство, чтобы нам было чем гордиться, чтобы к нам хотели приехать. Вот как надо делать! А то знаете, это духовность слабая, когда люди уезжают.

- Каков ваш ежедневный распорядок дня?

- Всегда очень разный. Как и в работе, так и вообще в жизни у меня нет долгосрочного плана: в этом году я делаю это, в следующем то. Нет, я живу сегодняшними задачами. Все вопросы стараюсь сразу же быстро решать. Режим... выходных у меня нет, нет и никаких рамок, со сколько и до скольки я должен работать. Я просто живу в этом театре. Утром прихожу, работаю, общаюсь, когда дела заканчиваются, еду домой.

- Морихиро-сан, как вы относитесь к тому, что стали номинантом премии «Человек года»? Насколько это важно для вас?

- Я очень благодарен, что про меня вспомнили, это для меня большая честь. Мне очень приятно. Остается только работать. Хамбо лама Дамба Аюшеев однажды сказал мне: «Ты молодец, но ты еще не великий. Если ты будешь в Улан-Удэ двадцать лет, то тогда великим будешь!». Сейчас четвертый сезон. Еще 16, получается (улыбается).

Справка
Морихиро Ивата родился 6 октября 1970 года в г. Йокогама (Япония) в балетной семье. Начальное хореографическое образование получил в школе своего отца «Ивата-балет». В 1990 - 1991 гг. стажировался в Московском хореографическом училище. В 1991 году стал солистом труппы «Русский балет» под руководством Вячеслава Гордеева. В труппу Большого театра был принят в 1995 году. В 2009 году Морихиро был удостоен высокой правительственной награды - президент Российской Федерации вручил ему орден Дружбы. В 2012 году завершил карьеру танцовщика и вскоре был назначен художественным руководителем балетной труппы Бурятского государственного академического театра оперы и балета.

Автор: Редакция INFPOL.RU

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях