буддизм
9831

Восемь лет просветления: Где и как выучиться на ламу

Более четверти века в Бурятии работает единственный в России буддийский университет

Фото: russianstock.ru

Буддийский университет при Иволгинском дацане - единственный по всей России, где можно стать ламой. Но, как правило, преподаватели не посвящают в эту жизнь никого со стороны. 

О том, как живёт студент-хуварак в повседневной жизни, знать не положено. Но нам всё же удалось посетить этот уникальный институт и поговорить с теми, кто в скором будущем станет ламой. 

Занятия в Буддийском университете «Даши Чойнхорлин» им. Дамба Даржа Заяева начались в феврале 1991 года. В 2004 году Буддийский институт был переименован в Буддийский университет и получил государственную лицензию на право образовательной деятельности. Фото: Евгений Коноплёв

Учиться вплоть до просветления

В буддийском университете всё точно так же, как и в любом другом. Также проходят пары, студенты сдают зачёты и экзамены, получают дипломы. Но отличается это учебное заведение особой атмосферой и некоторой таинственностью. 

- Жизнь внутри дацана и университета не афишируется для мирян, - сразу предупреждает проректор по воспитательной работе Дандар-багша. – Конечно, есть действия, которые студентам делать строго запрещено, но об этом не следует говорить. 

Но всё же о чем-то он рассказал. Хувараки обучаются в течение восьми лет. Изучают философию. Это основная и самая главная дисциплина. Помимо этого, в программе обучения есть и языки – монгольский, английский, тибетский. Кроме того, студенты получают навыки письменности и иконописи. 

- Восемь лет – это на самом деле мало, - говорит Дандар-багша. – Вообще учиться нужно всю жизнь, вплоть до просветления. 

Всего в университете около 130 хувараков. Здесь учатся ребята как из Бурятии, так и из других регионов. В своё время обучались и иностранцы, но на сегодняшний день они уже выпустились. 

Хуварак - студент, послушник буддийского монастыря, ученик ламы. Студенты-хувараки бреют головы и носят единую форму — красное одеяние, похожее на римскую тогу. После зачисления в университет хуварак дает обет послушника, включающий в основном укрощение ума, тела, речи и сознания. Фото: Александр Гармаев

Самое главное – не знания, а ход мыслей

Распорядок дня ничем не примечательный. Разве что приходится много читать и учить. И делать всё это нужно не только на занятиях, но и в свободное время. Подъём в 6:30, уже в 7:00 студенты идут на хурал. После этого в течение полутора часов ребята читают книги, которые понадобятся им на занятиях. В 8:30 завтрак, после чего в 9:00 начинаются занятия и длятся до трёх-четырёх часов дня с перерывом на обед. 

Но самое интересное – это диспут на философские темы. Начинается он в 17:30 и длится около трёх часов. Там студенты соревнуются между собой в познании философии. Заранее будущие ламы получают тему для диспута, изучают её, после чего в течение вечера ведут дискуссию. 

С десяти до двенадцати вечера у ребят свободное время. Но большинство хувараков предпочитают заниматься и готовиться к завтрашним занятиям. 

- Как и в любом другом университете, бывает такое, что человек не выдерживает и уходит. Это везде так, и дацан не исключение, - говорит Дандар-багша. – Исключить могут за плохое поведение. А в плане учёбы всегда надо дать шанс, даже если человеку не хватает умственных способностей и логических пониманий. В таком случае исключение не вариант. 

Для того чтобы стать ламой, нужно пройти собеседование. Перед этим, конечно же, как и в любом учебном заведении, нужно принести все необходимые документы и справки. И самое важное, чтобы человек был здоров. 

- На собеседовании проверяются не знания, а ход его мыслей, - рассказывает Дандар-багша. – Мы смотрим, как абитуриент себя подаёт, как он говорит, о чём думает. Поступающий пишет изложение, чтобы мы видели, как он умеет излагать свои мысли. А знания роли не играют, потому что мы в любом случае их дадим. Самое главное - желание учиться. В плане поступления нет строгих ограничений. 

«Это то, что мне сейчас нужно»

Студент четвёртого курса Бэлигто Очиров приехал из села Загустай Селенгинского района. Парень признаётся, что за годы учёбы его жизнь изменилась, потому что благодаря изучению философии он стал мыслить шире и иначе смотреть на некоторые вещи. 

- В дацан прийти мне посоветовали родственники, - вспоминает студент. – Я полтора месяца размышлял над этим, а потом всё-таки решил проверить себя и поступил. В итоге мне здесь понравилось, и я остался. Сложностей каких-либо у меня здесь нет. После учёбы планирую уехать к себе в деревню - у нас там есть Загустайский дацан. 

Как рассказывает Бэлигто, в выходные дни у него достаточно времени, чтобы заняться личными делами, подготовиться к учёбе и съездить к родителям в Загустай. 

А вот 25-летний Рамиль к родителям ездит не часто. Парень приехал в дацан из Башкирии. Он признаётся, что родители поддержали его выбор и даже рады, что их сын изменился в лучшую сторону и остановился от скитаний по миру. 

- Мне было интересно, почему люди интересуются религией. Я читал про христианство и ислам. В конце концов дошёл до буддизма, прочитал про четыре истины и понял, что мало вещей, которые нужно принимать на веру, всё нужно испытывать на личном опыте, - говорит Рамиль. - Мне это очень понравилось, потому что то, о чём я читал, на мне работает. Поэтому я и приехал сюда. 

Студент ещё не определился, чем будет заниматься после учёбы. Но не исключает, что отправится в путешествие. Хотя, как он говорит, в Китае, Лаосе и Таиланде уже был и ничего интересного там не видел. 

- Здесь для меня лучшее место. Это то, что мне сейчас нужно, - признался Рамиль. – Хотя тут всё не так, как изначально я себе представлял. Думал, что нужно постоянно учиться, но тут ещё и работать нужно – дрова колоть, воду носить, строить что-нибудь. Но чувствую я себя здесь комфортно, хотя поначалу было сложно. Первыми мыслями, когда я только приехал, были: «Неужели я теперь буду жить в деревне?». Всё-таки я двадцать лет в городе прожил. Потом почитал буддийскую литературу и понял, что нужно здесь жить, несмотря на любые условия. 

Учёба парню даётся хорошо, хотя отличником он себя не называет. Просто какие-то вещи понимает легко, а какие-то - плохо. 

Каких-либо интересных историй с Рамилем не происходило, но зато бывают интересные сновидения. 

- Сны здесь снятся разные, необычные, каких у себя дома я никогда не видел, - рассказывает парень. – Они осознанные. Но просто так их не расскажешь, потому что они все в контексте буддизма. 

Особая атмосфера дацана никого не оставляет равнодушным. Те, кто здесь побывал, как правило, хотят приехать сюда ещё раз. Ну а тем, кто здесь учится и познаёт все тайны буддизма, просто повезло. Наверное, это одно из немногих красивых мест нашей республики, где на равных с философскими познаниями мира человек просто наслаждается красотой жизни и природы. 

Справка infpol.ru
Буддийский университет «Даши Чойнхорлин» находится в Иволгинском дацане, в с. Верхняя Иволга, в 36 км к западу от Улан Удэ. По окончании университета хуварак получает диплом о высшем образовании и звание «Лама-богослов». Также лама получает возможность углубления своих знаний по философии и может получить степень кандидата буддийской философии (Гэбшэ) и доктора буддийской философии (Габжа). Преподавателями университета работают бурятские ламы, а также ламы, приглашенные из Индии. В университете есть несколько факультетов: философский, тантрический, медицинский, иконографический. Выпускники могут не только служить в дацанах, но и работать переводчиками, востоковедами, специалистами по тибетской медицине и этнографами.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях