«Мы словно корова, которую доят, но не кормят»
Главное Популярное Все Моя лента

«Мы словно корова, которую доят, но не кормят»

Фото: russianstock.ru

Сколько зарабатывает и чем каждый день недоволен водитель маршрутки

«Информ Полис» продолжает цикл анонимных историй специалистов разных отраслей. Они покажут обратные стороны своих профессий, о которых мало кто знает. 

Когда смотришь со стороны на работу водителя маршрутки, кажется, что здесь нет ничего сложного. Ну что может быть проще, чем колесить по заученной наизусть дороге, получая за это деньги. Но мало кто знает, что на самом деле всё не так просто и не каждый водитель доволен своей работой. На условиях анонимности с нами согласились откровенно побеседовать работники общественного транспорта и раскрыть некоторые секреты этой профессии. 

Рабочий день такой же, как и у всех, – восемь часов. Начинается он с прохождения медосмотра и техосмотра. Потом выдаётся путевой лист, где есть все мои личные данные и данные автомобиля, а также стоит печать, подтверждающая, что я трезвый, здоровый и машина в порядке. Без этой бумажки выезжать строго запрещено. В противном случае грозит немалый штраф. После этого выхожу на работу. А кто и во сколько выходит, решается по строгому графику. 

Главная проблема – это дороги. Про это и рассказывать не нужно – люди сами всё видят и на себе чувствуют их убогость. «Конечка» находится у нас там, где дорог нет вообще. Министерством транспорта установлено, что маршруткам не разрешается ехать туда, где нет асфальтового покрытия. Тем не менее нас загоняют в самые «дыры», где весной не пройти, не проехать. Получается, что этим самым нарушается установленный порядок. 

Вторая проблема – это пробки. Самое ужасное, что эту проблему нельзя никак решить. Наш город строился словно для конных повозок, а не для тысяч машин. Один Элеватор чего стоит! Видимо, жалко асфальта, чтоб трамвайные пути заложить. Для них это многомиллионные затраты, поэтому пусть уж лучше люди страдают. 

Часто встречаются недовольные пассажиры. Потому что человек – это такое существо, которое всегда чем-нибудь недовольно. Даже если их катать на белом блюдечке с золотой каёмочкой, всё равно найдут, к чему придраться. Чаще всего жалуются, что долго стоим или тихо едем. Бывают и такие, которые как будто специально поорать сюда приходят. Таким людям дома поговорить не с кем или в семье «нервоз». А на кого сорваться? Конечно же, на водителя. 

Хуже пьяных пассажиров не бывает никого. Я стараюсь нетрезвых не сажать. Но на остановке я не могу сортировать людей, и нередко с толпой в автобус заходит какой-нибудь забулдыга. Такой или будет всю дорогу спать, или утомлять всех своими разговорами. Потом другие пассажиры возмущаются: «Зачем пьяных сажаете?». Если уснёт, то придётся будить его на «конечке» и в прямом смысле выбрасывать с автобуса, потому что он проезд не оплатит да ещё и нагадить на сиденье может. А если не уснёт, то тут придётся его где-нибудь высадить раньше остановки. Потому что многие цепляются за какую-нибудь мелочь и зовут выйти поговорить. А это раздражает. Так что мой совет таким людям: если напился, то сиди дома или как минимум веди себя прилично. 

В маршрутках оставляют мусор. Давно собираюсь рядом с табличкой «Плата за проезд» повесить табличку «Убирайте своё г*** за собой». Каждый раз в конце рабочего дня убираюсь в салоне. Стандартный набор мусора – шелуха от семечек, бутылки из-под воды, фантики от конфет. Ну, бывает, и мелочь рассыплет кто-нибудь – на это не жалуюсь, а принимаю её в качестве компенсации за моральный ущерб. 

Это мой личный автобус, а не общественный транспорт. Как-то раз меня вызвали в администрацию. Одна женщина пожаловалась, сейчас уже не помню по какому поводу, но в разговоре упрекнула меня, сказав: «У вас же общественный транспорт!». А я ещё раз скажу – он не общественный, потому что я автобус за свои личные деньги купил. До сих пор кредит за него плачу. Общественный транспорт предоставляется администрацией. А у меня личный автобус, который я за свой счёт и обслуживаю. 

За любые мелкие оплошности нас штрафуют. Какая-нибудь лампочка не горит – штраф 500 рублей. Бывает, день перепутал и вышел в выходной – штраф 30 тысяч. К тому же никто ни копейки не вкладывает в нас. Нам ничего не дают, зато с нас требуют многого. Дверь-автомат поставить надо, «говорилку», навигатор. И всё за свой счёт. Ещё сообщили, что к следующему году все маршрутки в обязательном порядке должны быть оборудованы онлайн-кассами. А она мне зачем? Мне «налички» хватает. Но раз требуют, то придётся ставить, и тоже на собственные средства. А для нас в ответ даже дороги сделать нормально не могут. Дорожные знаки не везде правильно стоят, и кое-где из-за этого приходится даже на «встречку» выезжать. С нас требуют многое, но нам в ответ не создают удобных и безопасных условий для работы. Такое чувство, что мы корова, которую доят, но не кормят. 

Если посчитать все расходы на машину, то зарабатываем мы мало. За месяц выходит примерно 80 тысяч. Из них 40 на бензин. Три с половиной тысячи – ежемесячная плата за аренду маршрута. Также средства идут на замену масла, какие-то непредвиденные расходы. Машины по нашим дорогам ломаются часто, а запчасти недешёвые. Помывка два раза в неделю – это где-то около полутора тысяч. У меня трое детей. И чтобы хоть как-то выжить, пришлось оформиться как малоимущая семья. 

Прибыль во многом зависит от самого маршрута. У нас в городе есть как популярные маршруты, так и непопулярные. Если взять, к примеру, 37-й, то там очень большой поток пассажиров, автобусы всегда полные, следовательно, и водители неплохо зарабатывают. А возьмите какой-нибудь 33-й или 64-й, которые с одной «конечки» до другой трёх человек везут. Сколько там водитель зарабатывает? Наверное, значительно меньше, чем на том же 37-м. 

Чтобы устроиться работать на маршрут, нужно иметь автобус не менее 2014 года выпуска. А по слухам, на какие-то маршруты - и 2016-го. А такой сейчас стоит миллиона два, если не больше. В следующем году будет конкурс. И если «наверху» посчитают наши автобусы уже старыми, то мы его проиграем, останемся без работы, а на наш маршрут зайдёт другая бригада на более «молодых» машинах. 

У нас всё на самодисциплине. Очередь соблюдается строго – кто за кем приехал, тот за тем и уехал. Если пропустил свою очередь, то встаёшь в конец. От одной «конечки» до другой за день примерно три-четыре раза приходится съездить. Усталость наваливается примерно после второго раза. 

Ежедневно бывает много аварийных ситуаций. Не все молодые водители знают, что автобусу, выезжающему с остановки, нужно уступать. На днях выезжаю с остановки, а мне слева сигналит парень на «Чайзере». Видимо, не знает ПДД. Так даже если он не в курсе, что автобусу положено уступать, то я для него «помеха» справа и мне в любом случае уступить нужно! Это самое элементарное правило на дороге. Вот из-за таких дураков ДТП и происходят. Часто в новостях пишут: увеличилось количество аварий по вине маршруток. Да неправда всё это! Если посмотреть статистику, то обычные автомобили бьются не чаще автобусов. 

У водителя должно быть личное пространство. Именно поэтому дверь впереди чаще всего закрыта. Бывает, сядет кто-нибудь вперёд и начинает болтать – или со мной, или по телефону. А это очень сильно отвлекает, между прочим. В конце рабочего дня у самого уже нервы сдают, а тут кто-то «на уши присаживается» и начинает разговоры «за жизнь». Если честно, хочется попросить его выйти, но приходится терпеть и молча слушать. 

Если вы хотите рассказать о подводных камнях вашей профессии, пишите на press@infpol.ru с пометкой «Другая сторона профессии».

Читать далее