«В первый раз – в первый класс» - это можно сказать не только о ребенке, но и о его родителях, которые тоже впервые сталкиваются со многими проблемами и, самое главное, задаются вопросом: как привить своему первоклашке желание учиться?
На этот и многие другие вопросы «Информ Полису» ответила Наталья Плеханова, психолог и воспитатель дошкольного образования.
Моральная подготовка дошкольника
Самое первое, что необходимо сделать родителям, – подготовить ребенка эмоционально и психологически. Объясните ему, что его ожидает в школе - новые друзья, интересные уроки, домашнее задание. Расскажите ему о новых обязанностях, требованиях учителя выполнять их.
Ни в коем случае не пугайте ребенка тем, что за невыполнение заданий его ждет двойка. Поход в школу – уже стресс для ребенка. Многие родители считают, что подготовка к школе со стороны родителей - заранее научить читать и писать. Это необязательно. Помните, что он идет в школу для того, чтобы получить там знания. По этой причине первостепенная задача родителей - подготовить ребенка эмоционально и психологически.
Время адаптации
У первоклассников период адаптации длится от двух недель до полугода. Здесь все зависит от темперамента ребенка. Предположим, что он медлительный, поэтому не будет успевать за педагогом, который быстро и тяжело объясняет. В этом случае родителям стоит объяснить учителю об особенностях школьника.
Если по истечении полугода ребенок так и не привык к школе, то наблюдается дезадаптация - начинает уходить в себя, не хочет ничего делать, начинаются капризы. В этом случае родителям необходимо выяснить причину и попытаться исправить проблему. В запущенных, долговременных случаях требуется уже профессиональная помощь психолога.
Новые знакомые
Дети всегда копируют родителей - они смотрят, как реагируем мы. Необходимы постоянная взаимосвязь и взаимодействие с ребенком. Родители должны показывать ребенку на своем примере, как нужно общаться с людьми. Так что прежде чем исправлять его поведение, подумайте, а не копирует ли он ваше. Никогда не советуйте ребенку отвечать агрессией на агрессию. Учите его дипломатически решать конфликт - разговором, а не кулаками. Ни в коем случае не отступать, а попытаться урегулировать все мирно. Пусть спросит обидчика о причинах его негативного отношения. Это не значит, что ребенок не сможет себя защитить и будет постоянно бояться. Укрепляйте внутренний стержень ребенка, повышайте его самооценку, учите его постоять за себя.
Любовь к учебе
Заставлять ребенка учиться нельзя. Однако есть исключения, в зависимости от темперамента. Есть дети, с которыми нужно вести себя очень строго. Но если ваш ребенок очень чувствителен, то подобное отношение сделает лишь хуже, выбив ребенка из равновесия. В целом все зависит от понимания родителями своего ребенка. Со стороны учителя будет более эффективна методика в игровой форме, по крайней мере, в первом классе. Они еще не отвыкли от того, что они маленькие, но они это помнят. И если идет игра, им намного интереснее учиться. И это в любом возрасте, даже когда идет подготовка к ЕГЭ.
Режим дня
С этим моментом нужно разбираться еще до того, как ребенок пойдет в школу. Заранее говорить ему, что он пойдет в школу и уже не сможет целыми днями заниматься тем, чем хочет. Необходимо обозначить четкие границы - ты пришел со школы, отдыхаешь, ешь, потом делаешь уроки. Составить расписание. В среднем на то, чтобы приучить ребенка вставать рано, необходимо три-четыре месяца. Объясните ему цель учебы, чтобы он входил в этот режим постепенно, понимая, для чего это нужно. Не насильно, а опять же с помощью игры. К примеру, завтра мы с тобой встанем в половине восьмого и пойдем в парк, кино и т.д. Также родителям следует работать с неусидчивостью дошколят. Маленький ребенок очень активен. Ему будет непривычно сидеть на месте в течение положенных 45 минут. Родителям стоит подготовить ребенка к этому заранее, опять же в игровой форме.
Неравный бой против лени
В данном случае кричать бесполезно, говорить, что это тебе нужно, я свое уже отучила, тоже бесполезно. Помогает совместная деятельность. Мы садимся вместе с ребенком учить уроки. Узнаете, что он не понял, в чем затруднения. Методик очень много, но основа одна - совместная деятельность. Она всегда сближает и подталкивает ребенка к действию. Многие родители начинают выполнять домашнее задание за ребенка. Делать этого нельзя. Если единожды совершите работу за него, он это поймет и начнет этим пользоваться. Нужно показать, что вы можете помочь, но не сделаете его работу за него.
Родительская гиперопека
Это страшная вещь. Я сама прошла через это. У меня с первого по четвертый класс была именно гиперопека над дочкой. Сейчас думаю: ну что такого, учится ребенок, я-то это все прошла, а ребенок получает какие-то новые ощущения, знания. Он сам должен пройти через это. Конечно, если у ребенка какие-то проблемы со здоровьем, какие-то отклонения, это другой вопрос. А если ребенок развивается нормально, пусть даже приходит с синяками, это тоже нормально. Он учится на своих ошибках. Дети чувствуют чрезмерное внимание к себе, и кто-то начинает бунтовать, а кто-то этим пользуется. Такие дети в дальнейшем начинают относиться эгоистично к другим людям, так как своим отношением вы сами возвышаете его самооценку.
Подростковый возраст
Моей дочери сейчас 14 лет. В этом возрасте они переходят из детства уже во взрослую жизнь. У детей появляется желание стать самостоятельным. Нужно ослабить контроль, не держать в строгости. Если мы запрещаем ребенку что-то, то он делает назло. У него возникает вопрос: «А почему мне это запрещают? Значит, надо попробовать». Родитель должен быть помощником и другом в любой ситуации и возрасте. Кризис этого возраста очень труден. Надо понимать и принимать интересы своего ребенка. Нужно чаще говорить по душам, особенно в девятом классе. Не заставлять его разговаривать с вами, а найти какую-то лазейку, интерес со стороны ребенка, чтобы поймать этот момент и постепенно и ненавязчиво вывести его на этот разговор, чтобы ребенок вышел на него в расслабленном состоянии. Без принуждения.
ЕГЭ
Экзамены для любого человека всегда стресс. Старшеклассников и так постоянно пугают несдачей экзаменов, а тут еще и родители начинают наседать с этим. Мамам и папам ни в коем случае не надо переживать по этому поводу - эмоциональное состояние родителей напрямую связано с состоянием ребенка. Если нервничаем мы, значит, это заразно и для него. Если мы спокойны, то и ребенок спокоен. Любые мотивации, любые тактильные прикосновения - моральная подготовка. Не надо твердить ребенку о том, что он не наберет баллы, не поступит в вуз. Нужно всегда оставаться другом для своего ребенка. В основном все зависит от родителей, помните, что именно вы его опора и поддержка в любом возрасте.
Поступление в университет
Большинство родителей идут подавать документы в вуз вместе с детьми, оказывая тем самым моральную поддержку. Дети боятся - новая обстановка, другие люди, обстоятельства. Он снова становится первоклассником. В этом случае советы те же, что и для дошкольников.