От жизни в Париже до танцевального фестиваля в Бурятии
Главное Популярное Все Моя лента

От жизни в Париже до танцевального фестиваля в Бурятии

Фото: личный архив П. Окунева

Артист балета из Москвы целенаправленно идет к своей мечте и не забывает о малой родине

Второй год подряд в Бурятии проходит Байкальский танцевальный фестиваль (с 15 июля по 3 августа). Идея организации принадлежит нашему земляку, артисту балета одного из столичных театров Павлу Окуневу. 

Программа включает выставку фотографий, мастер-классы, выступление на «Голосе кочевников» и гала-концерт «Звезда балета».  3 августа на одной сцене танцоры из разных балетных трупп мира поделятся своим мастерством со зрителями. 

Павел Окунев не представляет жизни без Улан-Удэ и искренне переживает за культуру родного региона. Год назад артист театра впервые провел международный фестиваль. В интервью «Информ Полису» Павел рассказал о своём детстве, проведенном в Улан-Удэ, стажировке в Париже, работе в Москве, современной хореографии и классическом балете. 

Утром «точил носок», а вечером фанател от брейк-данса

Павел окончил школу № 33, с шести лет увлекается бальными танцами. Артист балета с удовольствием вспоминает школьные годы, которые прошли в Улан-Удэ. 

- В начальных классах я танцевал во «Вдохновении», затем увлекся спортивными бальными танцами. Вскоре девочки стали меня перерастать. В этот момент мама сказала, что дальше так продолжаться не может - делать каждый раз новую программу с новой партнершей  было дорого. И я поступил в хореографическое училище. Напротив училища был развлекательный клуб, я иногда заходил туда, играл в пинг-понг и настольные игры. А в соседнем помещении звучала интересная музыка, она показалась мне привлекательной, и я зашел туда и остался там надолго. Это был брейк-данс. Позже я создал свою команду. Мы танцевали брейк летом во дворе, а затем выходили на более большие площадки, - вспоминает он. 

После учебы в Бурятском хореографическом училище Павел поступил в новосибирское хореографическое училище на специальность «артист балета». 

Новые горизонты в Париже

После окончания новосибирского училища Павел прошел собеседование в театр «Кремлевский балет», но из-за стечения обстоятельств решение пришлось поменять. В тот момент неожиданно для себя решил попытать счастья и подал документы в Парижскую танцевальную академию. 

- Я приехал к друзьям во Францию. Они мне посоветовали остаться. Так я поступил в Парижскую танцевальную академию. Проходил стажировку год, получил много знаний. Все, что я тогда знал о современной хореографии, по сравнению с полученной информацией было поверхностным. Передо мной открылись новые горизонты, и я с головой окунулся в современное хореографическое искусство, - рассказывает артист балета. 

Внутренняя борьба на чужбине неизбежна

Как оказалось, в Париже ценится классическая школа балета, полученная в России, но всё же техники сильно отличались, что заставило по-новому подойти к балетному искусству. Павлу пришлось открыть новый мир, живущий в другой ценностной системе, что заставило полностью пересмотреть полученные знания. 

- В Париже необычная жизнь, отличающаяся от российского понимания действительности. Менталитет разный. Наша школа ценится, но у них другие акценты, у них мелкая техника, у нас наоборот. Я думал, что та база, которую я приобрел, будет цениться в Париже, но, как оказалось, у них совершенно другие акценты. В России ценят, когда разбегаешься и высоко прыгаешь, во Франции развита мелкая техника. Мне было тяжело себя переделывать, я испытал внутреннюю борьбу, - говорит Павел. 

Во Франции еще помнят великих русских танцоров

К тому же пришлось столкнуться с бытовыми трудностями. 

- Во Франции я жил в малюсенькой съемной квартире, это доставляло мне дискомфорт. Но я никогда не забуду окно, которое открывало вид на Эйфелеву башню. И я по утрам, готовя завтрак, наслаждался и вдохновлялся этой картиной. Заряжался позитивом и шел в академию танцевать. В социальном плане было сложно, я не знал французского, пришлось самому постигать непростой язык. Но легкость заключалась в том, что все балетные па в России произносятся на французский манер. И поэтому на уроке я понимал, о чем идет речь, но, когда уже делали замечания, которые звучали быстро и невнятно, были трудности, - делится воспоминаниями Павел Окунев. 

По словам Павла, постижение французского балета не было бы таким простым, если бы не терпеливый педагог Флориан Бриц. Она обожала  русских танцовщиков, таких как Барышников и Нуреев. Именно эти имена она приводила в пример ученикам. 

Между преподавателем и Павлом сложились дружеские отношения, они до сих пор переписываются в социальных сетях. 

Блистательные роли и знакомство с Морихиро Иватой

После года, проведенного в Париже, Павел переехал в Москву. Работал в разных театрах - балет «Москва»  и другие. Сейчас работает в Театре Натальи Сац. 

- Я долго думал, но вернулся и начал работу с Владимиром Васильевым, познакомился с Морихиро Иватой, причем он был ассистентом именитого режиссера. Мы сразу нашли общий язык, было приятно с ним пообщаться и поработать. После этой постановки была другая, для меня знаковая – «Русские сезоны» – проект Андриса Лиепы. В этом проекте было очень много интересных партий, одна из моих любимых - Петрушка. Эту партию я показывал в Париже в театре Шанз Элизе. Этот же спектакль мы играли в Лондоне.  Уже скоро, 25 августа, улетаем в Канны на «Русские сезоны», - говорит он. 

О современных перформансах в России

Во всем мире развивается современная хореография, которая располагает совершенно иными художественными средствами и лексикой. В таком искусстве можно с легкостью потеряться и не понять задумки режиссера. 

- В Европе развивается современная хореография. Благодаря новым направлениям пришло новое понимание. Но в современной хореографии должен быть баланс, золотая середина. Честно скажу, я присутствовал на некоторых перформансах, которые я не понял. Считаю, что выходить голым на сцену – это перегиб. И говорить можно о красоте тела, но не в вульгарной форме. Мы, живущие в России, должны не допустить, чтобы у нас происходили подобные перформансы. В нашей стране сильный менталитет, мы многонациональная страна. У нас изобилие культур, мы можем показать много чего, не ударяясь в непредсказуемость и неадекватность, - отмечает Павел. 

Тем не менее современные трактовки прочно вошли в репертуарную политику театров. У российских режиссеров получается гармонично сочетать современное прочтение и традиции. 

Рождение фестиваля

В прошлом году в Улан-Удэ впервые прошел Baikal dance festival. На одной сцене сошлись артисты Мариинского и Братиславского театров. Но никто не знает о том, что идея о проведении фестиваля возникла спонтанно. В этом году фестиваль проходит с 15 июля по 8 августа. 

- Мы с друзьями как-то пили чай и подумали, почему бы нам не поделиться своим опытом через проведение фестиваля. К тому же нам нужна платформа, где мы все можем делиться творчеством. И вот в этом году мы проводим второй фестиваль, - рассказывает Павел. 

В планах у артиста расширить географию мероприятия, чтобы о нем знали в Чите и Иркутске.

Читать далее