Главное Популярное Все Моя лента

«Голос кочевников»


2306

поразил в самое сердце<br>
<br>
16—17 октября в Улан-Удэ состоялся международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников» — «Voice of Nomads»

поразил в самое сердце

16—17 октября в Улан-Удэ состоялся международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников» — «Voice of Nomads»

Первый подобный фестиваль прошел зимой 2008 года, тогда он назывался фестивалем этномузыки «Звезды Белого месяца» и нес рудименты эстрадного прошлого не только в названии. В итоге переориентация стала сюрпризом для зрителей и некоторых участников. Публика и исполнители, забыв про городскую суету, погрузились в мир природы, экзотических звуков и общения с себе подобными.

 

Смена вывески

На этот раз, учтя опыт прошлого, организаторы четко определили концепцию и жанр фестиваля, а это, в свою очередь, предопределило смену вывески, состава участников, программы, манеры его ведения, сценографии и ставку на «живые» инструменты. Вновь была подтверждена заявка на мультикультурность: были представлены не только традиционные кочевники — монголы, тувинцы и буряты, но и песенная культура сибиряков.

Так родился «Голос кочевников», а его учредителем стало Министерство культуры Бурятии. Организаторы заранее объявили об изюминке фестиваля — диве Евразии, удивительной певице Урне Чахар-Тугчи из Внутренней Монголии. Ныне одна из великих звезд этно-музыки живет в Германии. А привез ее Назим Надиров — гуру этники, востоковед, лингвист, продюсер, журналист, ди-джей и радиоведущий.

 Кроме почетной гостьи, на фестивале выступили тувинская группа «Аржаан», состоящая из студентов ВСГАКИ, Бадма-Ханда Аюшеева и группа «Амар мэндэ», Дашима Согтоева и группа «Урагшаа», Алдар Дашиев и Сэсэгма Дондокова, Согтын Даба, Баттувшин и группа «Сух-хуур», иркутский ансамбль аутентичной музыки под руководством Александра Рогачевского, фолк-бенд «Домог» из Монголии, венгерский скрипач Золтан Лантос.

Вели программу Бадма-Ханда и Назим Надиров. Бадма-Ханда говорила на красивом бурятском языке, а Назим по-русски. В принципе, кроме группы «Домог», все остальные исполнители были известны публике.

 

Сюрпризы

 «Аржаан» и Алдар Дашиев значительно прибавили в своем мастерстве. Тувинцы расширили репертуар и еще раз блеснули самобытностью. Тува присоединилась к СССР лишь в 1944 году и, в отличие от русифицированных бурят, сберегла национальную культуру от эрозии. Сказывается и отличие их темперамента, схожего с характером таких же обитателей Саянских гор, как наши тункинцы и закаменцы.

«Аржаан» составил компанию самой Урне, и это был отличный сюрприз со стороны организаторов. Импровизация прошла на ура. «Репетировали мы с ней заочно, — рассказал тувинец Антон Увангур. — У нас был ее диск, и мы знали, какую песню будем исполнять. Конечно, это было очень трудно, но мы справились, и, когда она приехала, один раз сыграли вместе с ней до выхода на сцену. Она поет совершенно свободно, и с ней не просто выступать!».

Алдар Дашиев на этот раз показал протяжную монгольскую песню, плод его ученичества в Улан-Баторе. Интересно было посмотреть и на Дашиму Согтоеву с группой «Урагшаа», играющей теперь фолк-рок и только фолк-рок.

Во второй день фестиваля царила Урна, скажем честно, певица весьма непривычная для слуха и глаза бурятской публики. Мы привыкли к бурятской эстраде и к бурятским народным песням в исполнении тех же Бадма-Ханды и Сэсэгмы. Урна пела тихо и нежно, как раненая птица, запрокидывая голову и закрывая глаза. А потом внезапно или постепенно ее голос набирал такую силу и мощь, что казалось, зал начинал вибрировать в такт ее песне. Она пела так, что особо тонким, чувствительным душам хотелось плакать. Наверное, она пела про степь, которую оставила, перебравшись в Европу и колеся по всему миру. И эта степная песня кочевницы из рода знаменосцев Чингисхана пробила, как она сама говорит, «ее северных братьев и сестер», дорогу в другое музыкальное измерение. Наверное, это был главный результат «Голоса кочевников» — вернуться к истокам, чтобы идти вперед, в будущее.

Фоторепортаж Марка Агнора
Читать далее