Общество
1967

Первоклассные проблемы

Первое сентября — праздник детей и родителей. Но он заканчивается с подаренным учителю букетом

Первое сентября — праздник детей и родителей. Но он заканчивается с подаренным учителю букетом. После первого учебного дня могут возникнуть нерешенные вопросы, слезы и стресс

Родители часто не понимают, что маленький ребенок — это большая личность, у которой есть свои проблемы. Знать о возможных трудностях необходимо до первого шага под школьные своды.

 

Плохие отношения и агрессия в классе

Первая проблема, которая может появиться, — это нарушение межличностных отношений в классе. Особенно подвержены этому дошколята, которые не ходили в садик: у них ограниченный круг общения. Они вдруг попадают в класс, где сидят 30 совершенно разных личностей.

— У ребенка может не получаться дружить с товарищами. Найдите вместе пути вхождения в коллектив, знакомьте ребенка с его одноклас-сниками. Успокойте, чтобы не нервничал, когда кто-то отказывается с ним дружить. Объясните, что детей много и можно найти другого товарища, — советует Ольга Большешапова, детский психолог антистрессового психологического консультативного центра семьи и детства «Ёж».

Первоклассник после нескольких недель обучения может вдруг стать агрессивным. Агрессия — это защита от других детей или учителя. Некоторые одноклассники могут быть агрессивными и оказывать психологическое давление.

 

Учитель и ученик

Взаимодействие детей и классного руководителя более всего определяет желание ребенка идти каждое утро в школу. Манера подачи знаний у каждого учителя разная. Есть учителя со строгими требованиями, есть и равнодушные. Сейчас среди учителей очень распространено убеждение, что они только урокодатели. Воспитание школьников — это не их профессия. Редко встречаются учителя, фанатично преданные воспитательному процессу.

Маленький ребенок, приходя в школу, может испытать шок от отношения учителя к нему. Если мама никогда не ругала ребенка, а в школе начинают на него кричать, он теряется, становится беспокойным.

— Мой ребенок посещал школу раннего развития. Добрая учительница занималась с шестью детьми, а сейчас в классе будет в пять раз больше учеников. Переживаю, как дочка отнесется к тому, что ей будут меньше уделять внимания. Тем более если учитель, возможно, будет повышать голос на детей, а наш ребенок вообще не знает, что такое, когда на него кричат, — беспокоится Елена Малышева.

 Если первокласснику не нравится учитель или он его боится, не стоит сразу переводить его в другой класс или школу, советует психолог.

— Не факт, что там учитель будет лучше. Родители должны найти контакт с классным руководителем, выявить проблему, отыскать решение. Ребенка в то, что обсуждают взрослые, посвящать совсем не нужно. Это проблема родителей прежде всего, — советует Ольга Большешапова.

Если ребенок занимался с индивидуальным педагогом, ему также будет непонятно, почему учитель обращает на него мало внимания. Психолог советует пояснить первокласснику, что в школе учитель один на всех и что каждый ребенок хочет ответить и быть вызванным к доске.

 

Из чего же сделаны наши первоклашки

Родитель обязан понимать, «из чего состоит» их ребенок, когда идет в первый класс.

— Маленькая личность несет в себе целый багаж качеств, которые определяют, как ребенок адаптируется в школе. Все черты есть в каждом ребенке. Важно терпеливо и грамотно относиться к этому, — говорит психолог Ольга.

Психолог приводит 19 качеств, которые сочетает в себе каждый ребенок: уступчивость, смелость, вспыльчивость, настойчивость, нервозность, терпеливость, увлекаемость, пассивность, холодность, энтузиазм, осторожность, капризность, медлительность, нерешительность, энергичность, жизнерадостность, упрямство, беспечность, застенчивость.

 

«Не хочу, не буду!»

— Мой сынишка очень капризный. Он аккуратный, прилежный, но только если захочет. В садике нам часто приходилось воевать, чтобы выполнить задание воспитателя. Не представляю, как в школе справляться будем, там ведь уроков еще больше, — говорит мама первоклассника Светлана Дамбеева.

У маленького ребенка все действия основаны на эмоциях. Если что-то ему не нравится, он откажется это исполнять.

— Ваше чадо запросто может заявить: «Не хочу писать!». Не понравился стих, рассказ — он без объяснений откажется его читать. Задача родителей — терпеливо, постепенно добиваться выполнения уроков. Попробуйте поиграть в «наоборот»: мама пишет палочки в прописи, а ребенок ставит оценку, — предлагает выход из ситуации Ольга Большешапова. — Таким образом, ребенок вовлечется в процесс. Если у мамы оценка плохая, пусть она предложит показать, как надо.

Первый класс — самый трудный. Это начальная ступенька во взрослую жизнь. Как ребенок научится вести себя в школе, уважать ее, как поймет важность образования, необходимость дружбы — таким он и станет в дальнейшем.

 

Режим дня первоклассника

Организму первоклассника трудно адаптироваться к новым условиям. Умственная нагрузка стала больше, ребенок быстрее утомляется. Учеба не будет вредить здоровью, если первоклашка будет придерживаться постоянного распорядка дня.

Елена Карнакова, участковый педиатр ТМО «Поликлиника №6», дает рекомендации родителям.

Сон не должен быть меньше восьми часов, ребенку нужно обязательно высыпаться.

Назначайте отбой в 22.00, не позже!

Вставать утром лучше в 7.00, даже если ребенок учится во вторую смену, не позволяйте ему долго спать — пусть делает уроки, которые не успел выполнить вечером.

После школы нельзя сразу садить ребенка за уроки. Обязательно нужно поесть и отдохнуть минимум три часа.

Не требуйте выполнять весь объем заданий сразу. Делайте между разными предметами перерывы, чтобы организм разрядился.

Время приготовления всех уроков не должно превышать двух часов.

Если ребенок учится во вторую смену и приходит домой разбитым и усталым, не заставляйте делать уроки. Пусть займется ими с утра.

Утром обязательно нужно завтракать. Организм без подпитки не усваивает знания. Каша, хлеб с маслом и чай — самый лучший завтрак школьника.

В выходные дни старайтесь отдыхать с ребенком на свежем воздухе, увлекайте его подвижными играми.

Ни в коем случае не сбивайте режим дня в выходные. Укладывайте спать также в 22.00.

По сравнению с садиком нагрузка в школе очень большая. Ребенок получает массу новой информации, которую ему нужно усвоить. Поэтому, чтобы силы организма не иссякли, дети должны больше отдыхать.



Трудности в школе

Не ругайте ребенка. Четко, конкретно и доступно объясните, в чем он виноват, какова причина и как он может исправиться.

Не советуйте не обращать внимания. Старайтесь найти существенное решение проблемы.

Спросите у ребенка, как к нему относятся одноклассники и учитель. Он должен чувствовать свое место в коллективе.

Ребенок плохо ориентируется во времени, может прийти позже назначенного часа. Не злитесь, спокойно учите приходить вовремя. Попросите его контролировать, во сколько вы вернетесь из магазина.

Поощряйте за хорошую успеваемость, но не деньгами. Сходите в кино, в кафе, купите игрушку. Делайте это по факту, не обещайте заранее.

Все рекомендации окажутся результативными, если в семье доверительные отношения. Если же ребенок не воспринимает убеждения мамы и папы, а беседы не приводят к исправлению, следует обратиться за помощью к психологу.

В последние недели августа:

  займитесь покупками: новая вещь для ребенка всегда праздник;

почитайте добрые смешные рассказы о школе, подойдут книги детских писателей В. Драгунского, Н. Носова, Л. Каминского;

посмотрите юмористическую передачу «Ералаш»;

расслабьте ребенка, дайте отдохнуть.

 

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях