Опять по шпалам
Главное Популярное Все
Войти

Опять по шпалам


1088

10 июля исполнилось 35 лет со дня начала строительства БАМа















10 июля исполнилось 35 лет с начала строительства БАМа. Власти Амурской области выделили на праздник два миллиона рублей.

В Тынде отремонтированы драмтеатр, Дворец культуры и стадион, закуплены новые аттракционы для детей.

Президент РЖД Владимир Якунин провел в Тынде совещание по развитию зоны БАМа. Речь шла о том, что несмотря на недозагруженность и острые социальные проблемы в сопутствующих населенных пунктах, у магистрали большие перспективы.

Там, где таблица зарыта

Значение БАМа для прилегающих территорий огромно, заявляют местные власти. Например, для Бурятии бамовцы почти с нуля построили на севере два района: Северобайкальский и Муйский. Это дало мощный импульс миграции населения, развитию инфраструктуры, разведке и разработке месторождений, что положительно сказалось на инвестиционной привлекательности региона в целом.

Добыча полезных ископаемых, глубокая переработка леса и транспортировка здешних богатств – на сегодня главные направления в развитии БАМа. Еще при строительстве магистрали крылатым стало выражение, что по обе стороны дороги зарыта таблица Менделеева. Это действительно так: в районе БАМа сосредоточены несколько крупнейших месторождений – например, Холоднинское свинцово-урановое, Чинейское полиметаллическое, Удоканское медное, Орекитанское молибденовое.

В феврале 2006 года разработан проект строительства 350-километровой железной дороги между БАМом и Транссибом от Нового Уояна до Могзона. Дорога должна обеспечить разработку и транспортировку ископаемых с Хиагдинского уранового и Озерного месторождений, пишет газета "Россия".

Головная боль правительства



Появившиеся благодаря всенародной ударной стройке поселки и города пока еще очень зависимы от работы железной дороги. Обслуживанием магистрали и сопутствующей инфраструктуры – больниц, детских садов, школ – занимается значительная часть трудоспособного населения.

Территория, прилегающая к самому длинному в России Северо-Муйскому тоннелю, по словам экспертов, является зоной “повышенной социальной чувствительности”. Безработица здесь на 1,5–2% выше, чем в среднем по Бурятии. В Северобайкальском и Муйском районах около 40% жилья подлежит сносу, оно сооружалось для строителей и обслуживающего персонала как временное. “Сегодня это наша главная головная боль, – признает министр строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Бурятии Владимир Рубан. – Президент республики Вячеслав Наговицын дважды поднимал этот вопрос на встречах с главой федерального правительства”.

Направление развития



БАМ выходит на проектную мощность, в 2008-м загрузка превысила 80%, подсчитали эксперты РЖД. Дублирование Транссиба – основная функция магистрали в ближайшем будущем, по ней должны осуществляться грузоперевозки из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу. Сейчас это восемь поездов в сутки, 8 млн тонн грузов в год. Как говорит президент РЖД Владимир Якунин, “если мы реально претендуем на использование транзитного потенциала страны, то нам без этой магистрали не обойтись. Я имею в виду и дороги к месторождениям, где будут осуществляться инвестиционные проекты, и строительство ветки, которая идет в Якутск. БАМ, как и железная дорога в целом, не избежал последствий спада. Но с точки зрения перспективности здесь никаких вопросов не возникает. Это не просто “железнодорожная прихоть”, а прежде всего – исполнение государственной программы развития Сибири и Дальнего Востока”.

Перспективы магистрали и окрестностей связаны с ростом ее пропускной способности. К 2015 г. ожидается увеличение грузопотока в 2–2,5 раза. Для этого ведется реконструкция Кузнецовского перевала. Новый тоннель позволит сократить путь и обезопасить перевозки. В Советской Гавани, конечной точке магистрали, в бухте Мучка закончено строительство первой очереди балкерного угольного терминала, предполагающего в том числе и поставки с Эльгинского месторождения в Якутии. В Амурской области разрабатывается региональная программа развития зоны БАМа, предполагающая 10-миллиардное финансирование.

В одобренной правительством Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г. планируется специализация магистрали на пропуске тяжеловесных поездов, прописано строительство около 1120 километров вторых путей (общая протяженность БАМа – 4324 км). До 2015 г. РЖД вложит в расширение магистрали 63 млрд рублей.

“Сегодняшний БАМ, – говорят первостроители, – это мир, созданный очень быстро на неосвоенных территориях. Хочется верить, что силы и время потрачены не впустую”.


Читать далее