Досуг
2046

Сумасшедшая выставка-2

На днях в психоневрологическом диспансере Улан-Удэ завершилась II выставка картин и фотографий Юрия Извекова «Луч света на пустой улице ночью» 

На днях в психоневрологическом диспансере Улан-Удэ завершилась II выставка картин и фотографий Юрия Извекова «Луч света на пустой улице ночью» 

Психоделическая живопись

В первый раз выставка картин известного в Улан-Удэ художника, журналиста, фотографа и поэта Извекова прошла в 2006 году. Она пользовалась большим успехом у персонала и больных. Тогда администрация предоставила зал и 800 рублей на подготовку экспозиции. Выставка стала событием в однообразной жизни больницы, а его работы оказали благотворное воздействие на больных.

В этом году Виталий Гриф, заместитель главного врача по лечебной части, увидел выставку фотографий Извекова в Музее истории города и предложил ему организовать новую выставку.

Юре не привыкать к экстремальным условиям нон-конформистских выставок. Он последний из могикан бурят­ского андеграунда. Еще в 70-е годы с группой единомышленников-авангардистов он устраивал вернисажи для неформалов на частных квартирах, подальше от обкома и КГБ. Даже его внешний вид говорит сам за себя. Старый, видавший виды свитер, китайские тапки и спортивные штаны зеленого цвета, взъерошенные волосы — стандартный вид бурят­ского художника.

Выставка расположилась в актовом зале больницы — светлом помещении с высоким потолком и большими окнами, через них широким потоком льется солнечный свет. На стене полукругом были развешаны картины, фотографии и афиша с названием выставки «Луч света на пустой улице ночью».

Среди больных есть пишущие и рисующие, певцы и танцоры. Они сумели оценить новые работы и фотографии Юрия.

«Очень понравилось, — пишет Галя Н. в книге отзывов. — Самой хочется заняться фотографией». «Вы тонко и душевно выразили саму суть жизни, — пишет там же другая пациентка Елена П. — Той, что осталась за этими стенами».

Среди графики Извекова выделяется картина «Расцветает ирис» — плотное смешение кричаще раскрашенных стеблей цветов, неудержимо стремящихся вверх, к солнцу. Эта картина своей внутренней особенно мощной и завораживающей энергетикой чем-то напоминает знаменитые «Подсолнухи» Ван Гога, написанные им в состоянии падения разума в хаос.

 

Светотени фотографий

Извеков многолик. При этом в каждой своей ипостаси он совершенно другой мастер — непохожий на себя в другом жанре. Мир его фотографий — это черно-бело-серые тона, царапины, пылинки, пятна, оставшиеся на светочувствительной пленке. Такого теперь не увидишь на «цифре». А все вместе они дают эффект уходящего мира, такое же ощущение бывает, когда смотришь старинные фотографии, выполненные в стилистике старого дагерротипа эпохи Первой мировой войны.

Есть у Извекова очень интересные портреты тех, кого уж рядом нет: художника Александра Хоренова и легендарного фотографа Владимира Кучерова, который уехал в начале 90-х в Москву выпустить альбом по Байкалу, да так там и сгинул. Или снимок «Верхнеудинский пассаж», казалось бы, ничего особенного, но такого ракурса и вызванного им чувства сопереживания нет ни у одного из наших мэтров. А вот снимок «Родители» — они уходят вдоль берега Байкала, заваленного топляком, уходят вдаль и уже никогда не обернутся. Вообще каждый снимок Извекова — это целая история, а не только мгновение жизни, остановленное во времени одним нажатием кнопки. Общее чувство от его фотографий — светлое, теплое, ностальгическое настроение.

Знакомство с творчеством Извекова для имеющих проблемы с психическим здоровьем... Что это было? Дальнейшее погружение и бесконечное бесплодное блуждание в мире иррационального или это своя дорога к другим, попытка диалога с людьми и реальным миром?

 



«Через улицу» / Фото Ю. Извекова.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях