Общество
3293

Кто превращает надежды в дома?

В разгар экономического кризиса люди получают беспроцентные кредиты на строительство своего жилья. Улан-Удэ, оказывается, единственный город в нашей стране, где такое возможно

В разгар экономического кризиса люди получают беспроцентные кредиты на строительство своего жилья

Улан-Удэ, оказывается, единственный город в нашей стране, где такое возможно. Об этом рассказали «Информ Полису» в международной некоммерческой организации «Хабитат фор хьюманити»

Дом для Алексея Семенова

В 2004 году конструктор ЛВРЗ Алексей Семенов, его жена Надежда и двухлетняя дочь Алина жили на съемной квартире в Улан-Удэ без перспектив на получение от государства или на приобретение на собственные средства своего жилья. В прошлом году супруги пришли в офис фонда «Хабитат фор хьюманити» («Жилище для человечества»). Сегодня у Алексея Семенова уже двое детей, недавно родился сын Никита, и свой дом общей площадью 70 кв. метров с участком земли в четыре сотки.

 — И тогда, и сейчас условия, на которых этот фонд предоставляет жилье людям, очень необычны для всех нас, — говорит улан-удэнец Алексей Семенов. — Это, можно сказать, льготные условия, когда не нужно выплачивать никаких процентов. Мы с супругой работали в качестве волонтеров на строительстве дома на Верхней Березовке для другого участника программы Гэсэра Карпова. Потом в составе волонтерских строительных бригад в поселке Коминтерна строили дома для наших нынешних соседей и свой собственный дом. Год назад, в мае 2008 года, мы уже заселились в свой дом, достраивали его. Выплачиваем за дом по договору с «Хабитат» по две с половиной тысячи рублей в месяц в течение 15 лет. Конечно, далеко от центра города, но в наших обстоятельствах мы ничего другого не могли себе позволить. Конечно, можно было бы залезть в ипотеку, но сколько бы я сейчас отдавал!

Некоммерческий фонд — единственный в России филиал Международной благотворительной организации «Habitat for Humanity International» (HFHI), благодаря которой уже 300 тысяч людей в 102 странах обрели свой дом и надежду на будущее. В России за шесть лет фонд предоставил жилье 14 семьям жителей столицы Бурятии и 18 семьям помог отремонтировать квартиры, заменив старые окна на новые пластиковые.

 

Бунгало, дом из камыша и русская изба

 Андрей Нанзанов последние четыре года возглавляет филиал «Хабитата» в Улан-Удэ. Одно из главных препятствий в его работе — объяснить общественности, что хотя ты и занимаешься таким доходным делом, как жилищное строительство, главная цель совсем не прибыль, а помощь людям, нуждающимся в жилье. Андрей терпеливо рассказывает о принципах своей организации. Они довольно просты.

 В отличие от обычных благотворительных организаций они не раздают жилье бесплатно. Получатели помощи становятся участниками программы, принимая непосредственное участие в строительстве жилья. Есть обязательное условие — они должны отработать 500 часов на строительстве своего дома и 500 часов на строительстве домов для других семей. Этим трудом волонтеров организация вырабатывает командный дух, а заодно и снижает себестоимость жилья.

После заселения семья в течение 15 лет выплачивает стоимость дома, которая, как правило, не превышает 15 тысяч долларов. При первоначальном взносе в 10 процентов ежемесячные платежи составляют 2,5 — 3 тысячи рублей. Собираемые по всему миру пожертвования и взносы участников программы, которые они выплачивают за свой дом, идут на строительство домов для следующих участников.

— Мы помогаем семьям построить себе простое, доступное, но достойное жилье, — говорит директор Андрей Нанзанов. — Конечно, в Африке и Азии строятся очень простые и дешевые дома, но они соответствуют местным традициям. В Улан-Удэ первые семьи, получившие жилье по нашей программе, живут в благо-устроенных квартирах. Мы покупали их на вторичном рынке, делали хороший ремонт и передавали семьям. Но впоследствии цены на недвижимость у нас росли быстрее инфляции в несколько раз, и на 15 тысяч долларов стало невозможно приобрести даже однокомнатную квартиру. Поэтому мы сейчас приобретаем для семей участки за городом и строим там дома.

 

«Надежда» поселилась в Улан-Удэ

По словам Андрея Нанзанова, средства на такое строительство поступают в виде пожертвований из-за рубежа. За шесть лет фонд в Улан-Удэ получил 10 млн. рублей из Америки и Европы (более 300000 долларов) и привлек 400 тысяч рублей от российских «доноров». Но все это было лишь подготовкой для более крупного проекта.

— Сегодня мы начинаем строительство целого поселка для семей, нуждающихся в жилье, — рассказывает Андрей Нанзанов. — Мэрия Улан-Удэ выделила нам земельный участок на юго-востоке Улан-Удэ для дачного некоммерческого товарищества «Надежда», где наша организация будет строить 70 домов для остро нуждающихся малообеспеченных семей. Примерно половину из этих семидесяти домов получат семьи, сами обратившиеся в нашу организацию. В остальные дома будут заселяться муниципальные «очередники» — семьи, состоявшие на учете в мэрии как нуждающиеся в получении жилья. Средняя сметная стоимость одного дома — 550 тысяч рублей. Таким образом, строительство поселка на 70 семей потребует привлечь 38,5 млн. рублей. Инфраструктуру поселка, свет и воду мэрия обещает подвести нам бесплатно.

 30-летний Чингис Доржиев, ветеран боевых действий в Чечне, вместе с женой и двумя маленькими детьми сегодня живет в поселке Мясокомбинат в крохотном домике своей матери. Этот дом общей площадью 24 кв. метра, жилая площадь 12 кв. метров, она приобрела, обменяв в начале 90-х свой дом в Закаменском районе и переехав в город в поисках работы.

— Я везде ходила и просила: дайте нам клочок земли, чтобы мы смогли на нем построить дом для сына, — говорит 52-летняя Цырма Доржиева, мать Чингиса Доржиева. — У них должно быть отдельное жилье, потому что жить вчетвером на 12 метрах невозможно. Сегодня нам уже выделили землю в ДНТ «Надежда», мы сами приобрели сруб дома в деревне и обратились в фонд «Хабитат фор хьюманити» за помощью. Там нам помогут перевезти и построить до конца наш дом — поставить фундамент, возвести кровлю, сделать внутреннюю отделку дома, установить окна и двери. Андрей Дамбаевич (А. Нанзанов. — С.Б.) говорит, что те деньги, которые организация затратит на эти работы, мы будем возвращать в течение нескольких лет без процентов. Мы надеемся, что в этом случае нам предоставят возможность расплатиться материнским капиталом, сертификат которого мы получили после рождения моего младшего внука Буянто.

 

Заработает ли «капитал» Буянто Доржиева и Никиты Семенова?

Сегодня сертификаты материнского капитала на 312 тысяч рублей из-за того, что в разгар кризиса банки практически не выдают ипотечные кредиты, так и лежат мертвым грузом в семьях их обладателей. В особенности это касается семей с низкими доходами, на которые и рассчитана хабитатовская программа. В то же время многие семьи, участвующие в ней, в том числе и семьи Чингиса Доржиева и Алексея Семенова, кровно заинтересованы в том, чтобы сразу выплатить свой долг за дом материнским капиталом, которому неожиданно нашлось применение.

Директор фонда Андрей Нанзанов уже обращался с таким предложением в отделение Пенсионного фонда России, однако определенного ответа пока не получил.

 

.

Никита Семенов (слева) пока еще не знает, что родители хотят расплатиться за дом его «капиталом» / Фото автора.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях