Происшествия
16144

Делом "бурятского имама" занялись правозащитники из Москвы

Руководитель программы помощи политическим беженцам из Центральной Азии Комитета «Гражданское содействие» Елена Рябинина прокомментировала ситуацию вокруг задержания Бахтияра Умарова

Руководитель программы помощи политическим беженцам из Центральной Азии Комитета «Гражданское содействие» Елена Рябинина прокомментировала ситуацию вокруг задержания Бахтияра Умарова

Напомним, что "бурятский имам" Бахтияр Умаров осенью прошлого года задержан и водворен в СИЗО по подозрению в преступлениях, связанных с терроризмом

С августа 2008 года 34-летний Умаров находится в международном розыске. Ему вменяются посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан, участие в экстремистских сепаратистских террористических организациях, а также изготовление и распространение материалов, содержащих угрозы общественной безопасности.

Задержан он был 15 ноября совершенно случайно сотрудниками Управления ГИБДД республики. При оформлении административного протокола по факту совершения дорожно-транспортного происшествия выяснилось, что его уже несколько месяцев ищут спецслужбы Республики Узбекистан.

С 2005 года Бахтияр Умаров проживает в Бурятии. С 2006 года он стал исполнять обязанности имам-хатиба — духовного лидера религиозной организации мусульман города Улан-Удэ. Он же активно занимался строительством новой мечети по улице Бабушкина.

ДЕЛОМ ЗАНЯЛИСЬ МОСКОВСКИЕ ПРАВОЗАЩИТНИКИ

Задержание бурятского имама Бахтияра Умарова, изъятие у него российского паспорта и избранная для него мера пресечения - заключение под стражу на 6 месяцев в следственном изоляторе в Улан-Удэ - свидетельствуют о нарушении существующего законодательства.

Так прокомментировала Islamnews.ru сложившуюся на данный момент ситуацию по этому делу Елена Рябинина.

Полгода назад Умарову было предоставлено гражданство России, после чего он отказался от узбекского гражданства, как того требует законодательство.

«Прокурор не имел никакого права на вынесение данного решения, по УПК содержание в следственном изоляторе не должно превышать двух месяцев. Так или иначе, в течение 40 дней после задержания подозреваемого должен прийти запрос о выдаче, и если он не приходит, то на следующий день его обязаны отпустить. Кроме того, в момент задержания по какой-то базе данных ГИБДД Умаров числился как разыскиваемый внешней стороной, но по объединенной базе данных МВД он не числился. Значит, прокуратура Улан-Удэ даже не была уведомлена о его задержании», - заметила Рябинина.

Постановление местного прокурора было обжаловано адвокатами сначала в суде первой инстанции, который им отказал. По последним данным, адвокаты Умарова пытались добиться отмены меры пресечения в кассационном порядке. А в это время в следственном изоляторе столицы Бурятии имама местной религиозной организации, не так давно получившего российское гражданство, администрация следственного изолятора, придравшись к какому-то якобы нарушению, поместила на 15 суток в карцер.



МУФТИИ ОТКАЗАЛИСЬ ОТ УМАРОВА

Одновременно с этим, по словам имама Соборной мечети Иркутска Фарида Мингалеева, вся исламская община Улан-Удэ, включая выходцев из Узбекистана, собирала подписи под обращением с требованием освободить Умарова.

«Я считаю, что это единичный случай, в этом нет какой-то закономерности или массовости. Я лично был знаком с этим человеком, очень приветливым и добросердечным, он часто заходил к нам в мечеть, но каких-то общих дел или проектов мы не вели. Хотя когда-то бурятские и иркутские мусульмане работали на благо ислама вместе, но после раскола в 1998 году мы не по своей воле были разделены. Здесь, в Иркутске, живет его дальний родственник, Ибрагим, но он ничего не знает об этом деле, о причинах его задержания, по крайней мере, нам он ничего не рассказывал», - заметил в беседе с корреспондентом ИА Islamnews Мингалеев.

«Как только два адвоката, занимающихся этим делом, получат возможность ознакомиться с материалами, на основании которых у Умарова был изъят паспорт, естественно, обжалованию в суде будет подлежать решение о незаконном содержании нашего подзащитного под стражей. У меня возникает множество вопросов к УФМС по республике Бурятия, и комитет «Гражданское содействие», в котором я работаю, уже направил запрос в эту структуру с целью прояснить ситуацию и узнать, насколько она реальна», - подчеркнула Рябинина.

«К сожалению, количество экстрадиционных дел растет с катастрофической скоростью. Хорошо, что мы вовремя получили информацию о его задержании и благодаря этому смогли своевременно связаться с адвокатами и включиться в защиту», - заметила она.

На вопрос, пытаются ли муфтии помочь правозащитникам в попытках добиться скорейшего освобождения задержанного имама, руководитель программы помощи политическим беженцам из Центральной Азии Комитета «Гражданское содействие» сказала, что по представлению, сложившемуся у нее о муфтиятах как за время проведения мониторинга фабрикации уголовных дел об исламском экстремизме, так и за время работы по экстрадиционным делам, жертвами которых чаще всего становятся представители мусульманского вероисповедания, вступиться готовы буквально единицы.

В правоте ее слов корреспондент ИА Islamnews убедился на личном опыте, обратившись к заместителю председателя Совета муфтиев России Дамиру Гизатуллину с просьбой прокомментировать ситуацию вокруг задержания бурятского имама.

«Мы не считаем возможным прокомментировать эту ситуацию, и не собираемся вступаться за него», - заявил зампредседателя СМР  Гизатуллин.

«К сожалению, пока муфтии на своем уровне не могут решать эти вопросы, хотя постоянно следят за ситуацией по сфабрикованным делам в отношении активных мусульман», - говорит глава Духовного управления мусульман Азиатской части России, сопредседатель СМР Нафигулла Аширов. Он считает, что единственный способ решения проблемы – это передача подобных дел в международные правозащитные организации.

«Приходится констатировать нарушение российских законов. Других рычагов воздействия пока у нас нет. У нас, к сожалению, сейчас очень просто лишить гражданства. Соответствующие структуры отбирают паспорта, и даже не пытайся добиться правды. К тому же в России идет охота на граждан Узбекистана. За последнее время было очень много случаев тайного вывоза людей в Центральную Азию, в Тюмени были аналогичные случаи, ознакомьтесь с материалами общества «Мемориал». Здесь исламскую активность легко приравнивают к антигосударственной деятельности. В этом конкретном случае с Умаровым его переправят в Узбекистан, и в кутузку лет так на 20», - заметил Аширов.

«Я бы не назвала происходящее в нашей стране на сегодняшний день целенаправленной компания именно против мусульман, - говорит правозащитник Елена Рябинина из «Гражданского содействия». - Нет никаких сомнений, что все эти аресты и задержания, сфабрикованные дела связаны с работой Шанхайской организации сотрудничества, которую я называю не иначе как «логово людоедов», а один мой коллега дал тоже неплохое определение – «клуб авторитарных государств», который собрался для того, чтобы общими усилиями подавлять любое инакомыслие, как религиозное, так и политическое в странах - участниках Шанхайской шестерки».

«Дело в том, что под видом борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, причем прошу обратить внимание, что сепаратизм в этом определении стоит между терроризмом и экстремизмом, страны, объединившиеся в рамках этой организации, приняли на себя обязательства, которые позволяют им нарушать множество норм международного и гуманитарного права, вырабатывая, как они это называют, общие подходы к борьбе с этими явлениями, прописанные в Шанхайской конвенции, - пояснила она.

Что касается того, насколько это оказывается направленным на мусульман, то, действительно, представители мусульманской общины чаще, чем другие становятся жертвами, еще и потому, что в совершенно неопределенном, и с моей точки зрения ни о чем не говорящем понятии «международный терроризм» ошибочно подразумевается ислам. Вдобавок, при условиях роста исламофобии, которая бурно подогревается СМИ, и в условиях того, что в течение последних 4 лет в России развивается кампания фабрикации уголовных дел об исламском экстремизме и увеличивается количество течений в исламе, которые наши доблестные правоохранительные органы относят к так называемому «нетрадиционному исламу», конечно, мусульмане очень часто оказываются в группе риска.

Причем определение «нетрадиционный ислам», которое возникло в начале всей этой кампании фабрикации уголовных дел об исламском экстремизме, и благополучно перекочевало из публикаций прессы в обвинительные заключения и приговоры, совершенно абсурдное. Если попытаться разобраться по сути, то станет сразу очевидно, что в исламе, как и в любой другой религии, существует множество течений: то, что традиционно для какого-то одного региона или сообщества, сразу же становится нетрадиционным для другого. А самое главное и страшное, что определяют степень традиционности «великие ученые религиоведы» из ФСБ, управления по борьбе с организованной преступностью, вместе с прокуратурой и следственным комитетом. В общем ситуация совсем не веселая», - сообщила Елена Рябинина.

"Информ Полис": Арестован духовный лидер мусульман Улан-Удэ Имам Бурятии проведет полгода в СИЗО

Защитников имама судят как правонарушителей Низовкина и Стецура оправданы

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях