Досуг
2525

Мы живем в музее

Туристы в Тарбагатай едут за живой стариной

Туристы в Тарбагатай едут за живой стариной

 В Тарбагатайском районе сегодня горячая пора — разгар туристического сезона. За лето здесь бывает до двух тысяч экскурсантов. Но это не предел. Район способен принимать 120 тысяч гостей в год, считают эксперты. Если власть и бизнес будут действовать сообща, эта цифра быстро станет реальностью. Пока же каждый тянет одеяло на себя

 

К БАБУСЯМИ ЗА ПЕСНЯМИ И УГОЩЕНИЯМИ

Туристов в Тарбагатайский район привлекает настоящая, не стилизованная старина. «В музее живем», — говорят про себя сельчане. Район расположен удобно, в часе езды от столицы Бурятии.

Улыбчивой затейнице Елене Евлампиевне Спиридоновой — самому большому спецу по приему иностранцев в Куйтуне — 73 года. «Бизнесу», бабы Лены, как называют ее туристы, уже двенадцать лет. В фотоальбоме женщины вперемешку со снимками детей и внуков хранятся фотографии гостей. Их присылают обязательные иностранцы. Ей есть что показать: старинные сарафаны, шали с истершимися рисунками — достались в наследство от мамы, бусы из янтаря — за них машину можно было купить. Программа у бабы Лены простая: каравай, застолье, стихи, частушки, песни. Порой хлопотно, но бабе Лене нравится. Помогают подруга и муж Анатолий Николаевич. Он когда-то служил в армии поваром.

— Я хоть и ругаюсь иногда, но уж как влюблена в это дело, не скучно летом, — рассказывает она. — Они фотографии смотрят, сами фотографируют. Иногда дарят что-нибудь: ручки, конфеты, чай как-то привезли. Тетрадь была, они в нее на английском языке записывали. Историей нашей сильно не интересуются, больше про жизнь спрашивают…

Иностранцам баба Лена нравится. Переводчицы рассказывают, что туристы просят потом: «Везите нас к двум бабусям, которые песни пели».

Таких бабушек, которые могут и песни петь, и каравай испечь, в Тарбагатайском районе немало. Каждое село имеет свою «изюминку»: Жирим славен медом, в Десятникове роспись XVIII—XIX веков в домах и вкуснейшая земляника, в Куналее замечательно готовят грибы… Даже песни в каждом селе разные, и говор, и дома, и кухня, ведь заселяли район семейские из разных губерний.

— Здесь не нужно строить никаких специальных туристских деревень. У нас весь район фактически объект для туризма. В любой дом заходи, мы ведь все традиции сохраняем. И печка, и утварь старинная, — говорит Любовь Пластинина, местный предприниматель, разработчик уникального турпродукта «В гостях у семейских».

 

ПРИВЛЕКАТЬ КЛИЕНТА

Туристы едут сюда в основном на экскурсию. Поездки длятся от четырех до восьми часов. На прием гостей профессионально работают три села: Тарбагатай, Десятниково, Большой Куналей. Программа почти такая же, как у бабы Лены, только более расширенная. К традиционным песням, караваю, застолью добавлены музеи, игры, обряды, баня по желанию.

Держится турбизнес в основном на предпринимателях-энтузиастах, которые начинали свое дело еще в 90-е годы. Улан-удэнские турфирмы вышли на местных жителей с предложением принимать гостей.

— У нас были кафе, гостиница. Мы решили попробовать, — рассказывает Любовь Пластинина. — В 2002 году создали ООО «Семейские». Заключили договоры с фольклорными коллективами, с хозяевами гостевых домов, с народными ансамблями «Судьбинушка», «Былина» для проведения встреч туристических групп.

Бабу Лену из Куйтуна в туриндустрию тоже привлекли предприимчивые улан-удэнцы. Первых иностранцев она потчевала в середине 90-х годов.

— Вы уж, говорят, нас принимайте. Я говорю, ну уж пускай, мы им стол наладили, чаепитие, хлебом-солью встретили… Дали тогда по десять рублей за человека, я ж не знала цену-то. Сто рублей дали — вроде для нас хорошо, — делится баба Лена.

Кроме уникальной культуры семейских, в районе много других исторических и природных памятников. Заниматься индустрией гостеприимства здесь готовы многие, вот только не всем это по силам. Туризм требует больших вложений, прибыль идет, когда есть большой поток. Самое сложное в этом деле — найти клиента. Сегодня из 60-ти зарегистрированных в Улан-Удэ туристических фирм поездки к семейским предлагают не более десяти.

— Не сидеть и ждать, когда городской туроператор выйдет на тебя, а самим активно заниматься поиском и привлечением гостей. Для этого нужны немалые средства, — поясняет Ирина Протопопова, доцент кафедры сервиса, туризма и рекреаций

ВСГАКИ.

По признанию предпринимателя Любови Пластининой, туризм действительно дело хлопотное. Все, что зарабатывается за сезон, тратится зимой на рекламу. Прибыль фирма получает за счет работы кафе «Русская кухня» и гостиницы. Планируют строить рынок.



БУДЕМ КОРМИТЬ А ВЫ ПОЙТЕ...

К частникам в туризме в районной администрации отношение сложное.

В 90-х годах это направление стало активно развиваться, народные коллективы частенько бывали за границей. Ездили в Германию, Голландию, Францию. Отдел культуры даже заключил соглашение с городом Фрайбургом по поводу культурного обмена.

— Все развивалось до тех пор, пока не появились предприниматели, которые начали сами привозить туристов, а местным сказали: мы будем кормить, а вы пойте, — поясняет Татьяна Ефимова, зам. главы района по социальной работе.

Она считает, что у предпринимателей зачастую непрофессиональный подход к подаче истории семейских. Кроме того, от частной деятельности денег в район не поступает.

«Бизнес» бабы Лены в Куйтуне соседи тоже не одобряют. Женщина относится к этому философски, считает, что у них просто «гордость».

— Они меня Ленкой кличут. В магазине встретят: ты что, сдурела, зачем принимаешь? Что они там у тебя делают? Я говорю, дрова пилят, — смеется Спиридонова. — А предлагала им самим заниматься — никто не захотел.

 

НАДО ОБЪЕДИНЯТЬСЯ

Если задействовать все имеющиеся в районе туристические ресурсы, то поток гостей может вырасти до 120 тысяч человек в год. Ежедневно сюда могли бы прибывать до десяти автобусов по 40 мест.

Но, чтобы этот поток появился, необходимо желание не только самих бизнесменов или отдельных бабушек. Нужна комплексная программа развития туризма в районе, поясняют в Республиканском агентстве по туризму. Ирина Протопопова считает, что в первую очередь необходимо сделать ревизию всех имеющихся туристических ресурсов: что может предложить район туристу, кроме культуры и быта семейских. Любовь Пластинина смотрит шире, она убеждена, что надо объединять усилия.

Необходимо, по ее мнению, создать центр старообрядцев Забайкалья, чтобы предлагать туристам не только Тарбагатайский район, но и другие старообрядческие села в республике.

— В районе же нужен единый визитно-информационный центр. Нам надо объединиться, чтобы можно было привести гостей не только в один дом, а показать несколько по­дворий. Чтобы показывать единый и качественный турпродукт, — говорит Пластинина.

 Фото Марка Агнора.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях