Деятельность Агвана Доржиева как дипломатического представителя Тибета в России ограничена 16-ю годами.
Этот период с 1898-го по 1914 год — интереснейшее время для историков новой России, поскольку именно в то время завязаны узлы многих наших сегодняшних проблем.
ОПЕРАЦИЯ «ПРЕЕМНИК»
1898 год. К этому времени он был в возрасте 35 лет и уже 10 лет находился в ближайшем окружении Далай-ламы XIII, входил в число семи учителей первосвященника и формально занимал должность цаннит-хамбо, распорядителя совместных богословских диспутов семи цаннитских дацанов крупнейших монастырей Лхасы — Брайбун, Галдан и Сэра.
Напомним, что четыре последних предшественника XIII Далай-ламы (с 1805-го по 1875 год) не доживали до совершеннолетия и умерщвлялись правящими регентами — ставленниками китайских амбаней. В 1898 г. XIII Далай-лама в возрасте 21 года сумел при помощи своего старшего учителя Пурбу Чжог Джампа Римпоче нейтрализовать регента, заключив его в монастырь. Таким образом, он и получил всю полноту власти в Тибете. Доржиев являлся первым претендентом на роль политического советника при Далай-ламе.
«ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС»
В самом Тибете Россия стала рассматриваться как могущественный покровитель Тибета, имеющий там свои интересы. К началу 90-х гг. XIX века относится начало строительства Транссиба, который должен был связать Европу с Тихим океаном. Сергей Витте, русский государственный деятель, финансист, став министром финансов, проводил политику экономического освоения Дальнего Востока. В этих целях был создан Русско-Китайский банк, председателем которого стал Эспер Ухтомский. Витте, сосредоточивший в своих руках пружины и нити всей дальневосточной политики России, стремился к захвату восточных рынков и выступал против прямых территориальных захватов.
В этот период в недрах русского МИДа в связи со строительством Транссиба возник план присоединения к России значительной части Китая, включая Монголию, Восточный Туркестан и Тибет. Автор этого проекта Петр Бадмаев поставил вопрос о постройке железнодорожной ветки, соединяющей Транссиб с китайским городом Ланьчжоу, вблизи границ Тибета.
По мнению Петра Бадмаева, действительного статского советника Азиатского департамента МИДа, строительство этой дороги явилось бы ключом к Китаю, Монголии, Тибету. «План Бадмаева» строился, как оказалось, на предположении о скором падении Циньской монархии в Китае. «Дипломат» считал, что в этот момент Россия должна опередить западные державы и захватить значительную часть Китая. Свои соображения Бадмаев изложил в записке Александру III.
ГОСКОРПОРАЦИЯ И СИСТЕМНАЯ ОППОЗИЦИЯ
Для осуществления проекта правительство выделило 2 млн. руб. золотом для организации в Забайкалье предприятия под видом торгового дома, который и должен был вести подготовительную работу для присоединения Китая к России. 11 ноября 1893 г. в Петербурге был основан торговый дом «П.А. Бадмаев и К», главная контора которого находилась в Чите.
Однако после подписания в 1896 г. по инициативе Витте контракта на строительство КВЖД в Маньчжурии, предприятие Бадмаева стало мешать планам министра финансов и могло создать конкуренцию КВЖД. Бадмаев был отстранен от участия в дальневосточных предприятиях Витте. В начале 1898 г. он примкнул к группировке Александра Безобразова (статс-секретаря Николая II), которая стремилась к самой широкой экспансии России на Дальнем Востоке. Обе группировки стремились к разделу Китая. Группировка Витте — к разделу сфер влияния банковского капитала и распространению русского влияния в Маньчжурии, Группировка Безобразова — к прямому разделу территории Китая.
БУРЯТ И «ПИТЕРСКИЕ»
В 1898 г. Агван Доржиев, отправившийся из Тибета с миссией в Петербург, при содействии князя Ухтомского добивается первой аудиенции у Николая II. Вопросы, обсуждавшиеся на ней, касались перспектив установления дипломатических отношений, возможностей склонить Тибет в пользу России, посылки русского консула в Тибет и прямого письменного сообщения с Далай-ламой. В этот же приезд Доржиев передал в русский МИД просьбу Далай-ламы о строительстве буддийского храма в Петербурге, который мог бы выполнять функции тибетского представительства.
30 декабря 1900 г. Доржиев вновь встречается с царем. Тогда же Доржиеву была обещана русская протекция в отношении Тибета при условии учреждения русского консульства в Лхасе. В результате был найден компромисс — открыть секретное русское консульство в китайском городе Да-цзян-лу в провинции Сычуань и тибетское представительство в Петербурге.
21 июня 1901 г. в Петергофе Николай II принял уже официальную делегацию из Тибета. После этого Агван Доржиев остается в Петербурге в качестве официального представителя Далай-ламы.
КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ И УКРУПНЕНИЕ РЕГИОНОВ
«Вы понимаете, что ответ на любой подобный поступок России будет очень прост. Без промедления я пошлю английскую армию в Лхасу». (Лорд Керзон — министру по делам Индии Гамильтону. 28 мая 1902 г.)
4 августа 1904 г. английский корпус вошел в Лхасу. 7 сентября там был подписан англо-тибетский договор, по которому Англия получает привилегии в торговле с Тибетом. В Лхасе образуется английская торговая миссия. Далай-лама вместе с Агваном Доржиевым бежит от англичан в Ургу, вблизи границ России. С этого времени Россия не проводила активной политики в Тибете.
За полтора месяца до начала русско-японской войны и вскоре после вторжения английских войск в Тибет Петр Бадмаев обратился к Николаю II с памятной запиской «О противодействии англичанам в Тибете». В записке говорилось, что Тибет имеет важное политическое значение.
С октября 1904 г. по сентябрь 1908 г. Далай-лама находился в пределах Монголии, рассчитывая на помощь России в утверждении его во главе единого монголо-тибетского государства под русским протекторатом.
За это время Агван Доржиев четвертый раз встречается с Николаем II. К тому времени Россия уже не могла проводить активных наступательных действий в Китае. Переговоры Доржиева в Петербурге, на которые так надеялся Далай-лама, ни к чему не привели..
К тому времени Россия и Англия окончательно решили прийти к соглашению по всем спорным азиатским проблемам. 31 августа 1907 г. в Петербурге подписано англо-русское соглашение относительно Персии, Афганистана и Тибета. В соглашении России и Англии признается сюзеренитет Китая над Тибетом.
КОНЕЦ МИССИИ АГВАНА ДОРЖИЕВА
В конце 1908 г. Далай-лама, окончательно изверившись в поддержке России, прибыл «на поклон» в Пекин, где императорским указом был восстановлен в своем звании правителя Тибета с дополнительным титулом «лояльный верноподданный наместник» и в начале 1909 года отправлен в Лхасу.
Не прошло и года, как он был вынужден вновь покинуть Тибет и бежать в Индию. Тибет был оккупирован китайской армией. За три года пребывания в Сиккиме Далай-лама попадает под влияние английских властей. Весной 1912 г. во время Синьхайской революции в Китае с помощью англичан Далай-лама возвращается на родину. После окончания боевых действий между тибетскими и китайскими войсками китайцы были изгнаны из страны, все связи с Китаем были прекращены.
Преодолев противоборство английских советников, Агвану Доржиеву удалось встретиться с Далай-ламой в Тибете. Сразу после этого Доржиев от имени Далай-ламы заключил в Урге беспрецедентный для того времени договор с правительством монгольского хутухты. Затем в Петербурге он передал Николаю II письмо Далай-ламы, в котором тот просил царя придерживаться линии признания Россией независимости Тибета. Но к тому времени Тибет уже не включался в область непосредственных отношений России в Азии.
ЧЕЛОВЕКА НЕТ, НО ПРОБЛЕМА ВСЕ РАВНО ЕСТЬ
Сейчас Россия переживает кризис, в то время как Китай проводит политику расширения своего влияния. В отношении России это проявляется в строительстве железной дороги от г. Урумчи в Синьцзяне до ст. Дружба в Казахстане. Таким образом, все порты Китая, в первую очередь южные, связываются с Европой через Казахстан и Центральную Россию. С активным освоением этой дороги Транссибирская магистраль из-за высоких тарифов (южный путь короче и дешевле) может утратить свое значение основного пути сообщения стран АТР с Европой и в дальнейшем будет использоваться только для внутренних российских перевозок.
В китайском проекте в Синьцзяне ключевым пунктом железной дороги является г. Ланьчжоу в китайской провинции Ганьсу. Он имеет сообщение со всеми портами Китая, а далее в Казахстан идет только одна прямая ветка.
А теперь вспомним проект Петра Бадмаева о строительстве железной дороги от Транссиба до того же пункта Ланьчжоу, который Бадмаев называл «ключом к Китаю». Спустя 100 лет после двух мировых войн и 70 лет коммунистического режима в стране ситуация повторяется с точностью до наоборот. Только теперь уже Китай пытается, ослабив экономическое положение Сибири и Дальнего Востока, начать китайское освоение этих территорий.
Досуг
7567
Агван Доржиев — дипломат и русский шпион?
Деятельность Агвана Доржиева как дипломатического представителя Тибета в России ограничена 16-ю годами.