Общество
2220

40 лет вся Хурамша играет в театре

Уже 40 лет существует Гильбиринский народный театр в селе Хурамша Иволгинского района. Его руководитель Владимир Запханов сам переводит и пишет пьесы на бурят­ском языке

Уже 40 лет существует Гильбиринский народный театр в селе Хурамша Иволгинского района. Его руководитель Владимир Запханов сам переводит и пишет пьесы на бурят­ском языке



Местные жители каждый год не только смотрят, но и сами участвуют в создании постановок, которые режиссер подбирает специально под своих актеров. По словам Запханова, стабильно в спектаклях участвуют 20 человек.
— Только лица меняются. Те, у кого в этом году жена рожает или сын в армию уходит, заранее говорят, что играть не смогут. Мы, конечно, идем навстречу и заменяем актеров, — рассказывает Владимир Запханов.
Секрет активного участия жителей Хурамши в культурной жизни режиссер видит в коллективном сознании. Владимир Саможапович говорит, что игра передается из поколения в поколение.
— У них не возникает вопроса «зачем?» — объясняет он, — надо, значит, надо.
Это у них в генах, в крови. Бывает, что люди и умирают, но на смену приходят их дети. Наши актеры играют не ради денег, а для души. Они сами в шутку говорят, что вся их самодеятельность только ради поклона и банкета.
В гримерке собралась вся труппа из девяти человек. Кто-то усиленно красит лицо театральным гримом, кто-то учит вслух слова и репетирует мизансцены. Все готово, ждут только Владимира Запханова, автора и одного из героев пьесы.
Одноактная драма с эпилогом «Hуулшын уулзалга» («Последняя встреча жаркого лета 42-го») написана самим руководителем театра и посвящена не только 40-летию его детища, но и 65-летию со дня гибели его дяди в Великой Отечественной войне. Речь здесь идет о женах и матерях, которые ждали мужей и сыновей с войны, о героях и предателях. В ноябре актерам предстоит выступить с этой пьесой на сцене Иволгинского дома культуры.
Декорации просты: стол, шкаф, на столе вареная картошка, пиалы и старый чайник.
— Сегодня пьеса бесплатная, пробная, посвящена она дню рождения нашего театра, — говорит режиссер.
Звание «народного» Гильбиринский театр получил в феврале 1967 года. За все время существования театр сменил не только актеров, но и помещение. Еще в 1989 году сгорел сельский клуб. За 17 лет актеры и их руководитель научились играть в маленьком переоборудованном детском саду.
На каждый праздник театр радует односельчан новыми спектаклями.
Местные жители никогда не отказываются принять участие в самодеятельности. Несмотря на то что все актеры работают и устают, они все же бегут на репетицию в клуб.
Учительница Тамара Санжиева — постоянный член труппы. Она в театре с 1984 года и работе ее хобби совсем не мешает. За время творчества были у актрисы и недоразумения, о которых вспоминают все.
— В пьесе «Восемь грешных женщин» французского драматурга Р. Тома мне дали незначительную роль. А учить слова эпизодической роли гораздо сложнее, чем главной. Я эти слова забыла, но коллеги помогли — подсказывали из-за кулис, — рассказывает женщина.
В пьесах принимают участие и родственники режиссера. В «Последней встрече» играют его жена и внучка.
— Сделаю уроки и сразу сюда бегу, — рассказывает Тунгалаг, внучка Владимира Запханова.
Девочка учится в шестом классе и выходит на сцену впервые. Тунгалаг играет роль главной героини в детстве.
— Конечно, слов у меня немного по сравнению с бабушкиной ролью, но все равно главное в спектакле — хорошо знать слова, — говорит она.
Все спектакли Владимир Запханов, режиссер по образованию, ставит на бурятском языке. Он считает, что главная цель любой постановки — удивить зрителя, показать что-то новое.
— Мы пробовали на русском языке ставить пару раз, но у нас ничего не получилось, — говорит Владимир Саможапович, — сильный акцент «не смотрится» на сцене.
Владимир Запханов перевел на бурятский язык и поставил в театре пьесы «Мещанин во дворянстве» Мольера, «Солдатскую вдову» Н. Анкилова, «Восемь грешных женщин» Р. Тома и многое другое.
На нынешнюю премьеру пьесы пришли не только взрослые, но и дети. В зале царила атмосфера единства, ведь большинство присутствующих сами не раз участвовали в постановках.
Надежда Жамсаранова одна из немногих, кто не участвовал в спектаклях, но приходит на представления народного театра каждый год.
— Я с детства сюда ходила, а теперь и маленького сына привожу, — говорит она.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях