А до ближайшего магазина надо плыть в прямом смысле слова: дороги нет, только вброд, на машине или резиновой лодке через две бурные речки и две небольшие протоки, а дальше по кочкам и камням. В общем, удовольствие больше для экстремалов, чем для сельчан, у которых забот и работы хватает в любое время года
Да и не приветствуются, мягко говоря, в этом селе алкогольные возлияния. Еще в начале 90-х старейшины Жамбал Дамбаевич Самбялов, Шарлай Шултымович Будаев, Содном Кимович Самбялов предложили на сельском сходе объявить Алаг-Шулун зоной трезвости. Сельчане, и старые, и молодые, поддержали эту инициативу. Только так, как виделось аксакалам, они, оторванные большую часть года от Большой земли, смогут достойно жить, выучить детей и прокормить семьи, а не потерять то, что накоплено годами.
— Я так удивлялась, что село трезвое! — с восхищением говорит о своих односельчанах Валентина Алексеевна Сыренова, заведующая фельдшерско-акушерским пунктом, которая приехала в Алаг-Шулун из Улан-Удэ лет семь назад. — Аксакалы сказали: «Не будем, ребята, пить, и все тут!».
От Орлика до Алаг-Шулуна можно доехать, если повезет, за полдня, село в самой глубинке района. Живет здесь, по официальным данным, чуть более ста человек, но обычно летом собирается до 200 — с внуками, детьми, которые приезжают из города к родителям. Люди держат личное хозяйство и привыкли к своему укладу жизни: все знают друг друга, никто ничего не скрывает, а на лето вся деревня переезжает спокойно на летники, что в нескольких километрах от села. Никакой охраны и сторожей нет — воровать некому, все свои. Прямо в лесу стоят поленницы заготовленных дров, которые тоже никому не нужны, кроме хозяев. В общем, алаг-шулунский «коммунизм» впечатляет всякого, кто оказался здесь с Большой земли.
Приняв раз «сухое» решение, старейшины заняли жесткую позицию: если кто хочет пить, «пусть едут отсюда, а тут у нас запойных никогда не было и не будет».
— Наши предки испокон веков не признавали водку. Брызгали, если нужно, молоком. Помню, когда спиртное привозили в деревню, родители не поощряли. Водка нам не подходит. А в селе все свои, приезжих мало, все родня, поэтому дружно и поддержали, — рассказывает один из инициаторов движения трезвенников Содном Кимович Самбялов.
Местные жители успели за 15 лет воспитать и коммерсантов, которые, как водится, первым делом привозили ящиками акоголь.
— Магазин открыли, привезли водки. Я им: «Здесь у нас зона трезвости! Убирай вот эту штуку», — эмоционально рассказывает опыт своей антиалкогольной борьбы бывший партийный работник Жамбал Дамбаевич Самбялов. — А он мне в ответ, мол, все разрешения и сертификаты у нас на руках.
В общем, дело дошло до главы района, который инициативу сельчан поддержал. Да и скупщикам мяса, которые меняли его на водку, дорогу перекрыли. Теперь спиртное появляется в селе по великим праздникам, и то по заказу.
— Чтоб на свадьбе кто напился, «наелся», никогда! Кто не хочет пить, того никто заставлять не будет. Не знаю ни одного случая, чтобы были драки, воровство, грабежи. Я в восторге от этого. Я здесь просто балдею! — говорит Валентина Алексеевна Сыренова, которая все свои эмоции и любовь к односельчанам начала излагать в стихах, которых у нее уже более тридцати.
Дети тоже привыкли к трезвой жизни родителей. Молодых на селе стало больше после того, как в Алаг-Шулуне в 90-х открыли общественный центр: начальную школу, садик, клуб. У ветеринарного врача Николая Кимовича и Буда-Ханды Владимировны Самбяловых пять дочек.
— Раз в год, может, и гуляем, да и то детям не нравится, — делится многодетная мама и гостеприимная хозяйка.
Сейчас почти вся женская часть деревни выехала на летники, где пасутся коровы. Мужчины занимаются ремонтом, строительством и неотложными делами, которые, кроме них, в такой глубинке никто не решит.
Староста, 28-летний и еще неженатый Чингиз Самбялов, уже третий год во главе села: земляки доверяют молодому и энергичному человеку, который, по мнению аксакалов, просто патриот села. Его заботят сегодня две проблемы:
— Молоко и мясо сдавать некуда, вот это плохо. У каждого свое хозяйство, свои коровы. Кому продавать? Да еще волки и медведи чаще нападать на скот стали. Раньше волков травили, а теперь запретили, а другой борьбы у нас нет. Стрелять? Но не у каждого ружье, да и волк нас ждать не будет, пока мы за ружьем сбегаем…
Были случаи, когда дикие звери губили до 50 голов молодняка, не говоря уже об единичных потерях коров и яков. Местные и сами встречаются с хозяевами леса, как довелось фельдшеру Валентине Алексеевне Сыреновой. Летом она частенько добиралась из села на летники через лес, чтобы провести профилактический осмотр пациентов.
— Когда я увидела медведя в нескольких шагах от себя, просто замерла, ни звука, даже дышать как будто перестала, — вспоминает женщина. — Он покрутил головой, понюхал и потихоньку ушел в лес. Как у меня после этого коленки дрожали!
Адреналина местным жителям хватает. Буквально пару недель назад вблизи села начался пожар. Ждать быструю подмогу неоткуда, поэтому сельчане сами взялись тушить горящий лес, беспокоясь, что огонь угрожает мосту и селу. Поднять трезвых мужчин оказалось делом несложным.
Антиалкогольную инициативу жителей Алаг-Шулуна пытались повторить еще два села — Балакта и Хара-Хужир. Но не выдержали, цивилизация оказалась слишком близкой. Так что на сегодняшний день пальму первенства по трезвости в районе село держит крепко.
— В Улан-Удэ кому рассказываю, что у нас трезвая деревня, почему-то никто не верит… — удивляется улыбчивая Баярма Буханаева, которая на лето приехала из города в деревню к родителям.
Стихотворение Валентины Сыреновой о земляках
Есть у нас в Оке
Дальний уголок.
Как у Бога в тайнике
Спрятан закуток.
Здесь живут трудяги,
Работяги-тяги.
Трудятся, работают
И детей растят.
Крепкое хозяйство
Держат все подряд.
Тут полное довольство
И семейный лад.
Все было бы ладно,
Да одна беда.
Добираться трудно
Нам туда-сюда.
Ох, трудна дорога!
Каждый шаг — экстрим!
Так нужна подмога нам
С Большой земли.
Молимся мы Богу,
Верим в чудеса.
Но жить со временем в ногу
Хочется всегда.
Общество
2328
Алаг-Шулун — зона трезвости
Около 15 лет в дальнем селе Окинского района не продают алкогольных напитков