Общество
3702
Свободный народ горной Оки легких дорог не знает
Янжина — звездочка из села Сорок
Янжина — звездочка из села Сорок
В три с половиной года Янжина Тулуева, маленькая жительница села Сорок Окинского района, завоевала титул самой юной читательницы сельской библиотеки.
У себя в селе Янжина настоящая звезда. Несмотря на свой малый возраст, она прекрасно исполняет старинные бурятские песни и великолепно танцует.
Сейчас малышке Янжине исполнилось четыре года. Она с удовольствием читает детские книжки, сама разучивает стихи.
— Уже в год и восемь месяцев Янжина знала буквы, — рассказывает бабушка Елизавета Доржиевна Бутунхеева. — Дома с ней некому было нянчится, поэтому приходилось брать с собой. Иногда, чтобы она не мешала, я оставляла ребенка в библиотеке. Вот так она и научилась читать.
В сойотском селе Сорок проживает чуть более тысячи жителей, 600 из них — завсегдатаи библиотеки.
Существует передвижная библиотека. Каждую неделю библиотекарь Надежда Васильева берет с собой стопки книг и отправляется в путь. Самые дальние читатели живут в 40 километрах от Сорока.
— У нас люди любят читать, — говорит Надежда Антоновна. — Внимательно следят за периодической печатью. Постоянно приходят, просматривают журналы и газеты. Популярностью пользуются «Информ Полис», журнал «Байкал» и «Похищенное счастье» Батожабая. Постоянно приезжает в библиотеку Баир Дугаров, житель села Боксон, которое находится в 30-ти километрах от Сорока, и подбирает книги для своей матери. Его мама 66-летняя Светлана Аюровна предпочитает перечитывать русскую классику.
Сейчас Янжина Тулуева читает мало. Летом много других занятий для маленькой девочки. За книжку берется только тогда, когда ей не с кем играть.
МАТЬ-ГЕРОИНЯ И В 70 ЛЕТ
Ешин-Хорлу Дамбаевна Цыбикова — одна из 14 матерей-героинь Окинского района Бурятии. Живет она в дальнем запрятанном за горами и реками уголке — селе Алаг-Шулун, до которого при хорошей погоде и благоприятном стечении обстоятельств можно добраться из Орлика примерно за полдня.
Вырастив семерых сыновей, трех дочерей, Ешин-Хорлу Дамбаевна сейчас учит доить коров и ухаживать за животными внуков, их у нее 11: 15-летнюю Туяну, 14-летнего Баира и 8-летнюю Баирму. Вместе с бабушкой они сейчас живут на летнике, в нескольких километрах от села, и чувствуют себя привольно: Баир деловито колет дрова, а девочки, наведя идеальную чистоту в доме, отдыхают после вечерней дойки. Обязанностей бабушка им определила немало: варить, хлеб стряпать, молоко сепарировать…
Все мамы-героини района признаны почетными гражданами Оки. На сурхарбане, который намечен на 23 июля, они получат удостоверение и по одной тысяче рублей единовременной поддержки от района. А после каждый месяц по 400 рублей материальной помощи.
Ешин-Хорлу Дамбаевна услышала об этом решении от председателя райсовета депутатов Санжи Жамсаевича Ангархаева, который приехал на летник и зашел к ней рассказать последние новости.
У окинцев другой путь
Данзан-Норбу-лама, в миру Владимир Григорьевич Аюшеев, настоятель Окинского дацана «Пунцогнамдоллинг», одновременно является и депутатом районного Совета депутатов.
— Это требование времени, — считает лама. — Так я могу принести больше пользы своему народу. Ведь как священнослужитель я не приду в школу что-то советовать, а как депутат могу.
Сейчас он увлечен концепцией культурного ландшафта, который необходимо сохранить в Оке, работает в комитете по социальной политике райсовета. Терпимость и желание помочь родным окинцам местные ламы проявляют и в духовной религиозной сфере. Издавна в этом районе люди исповедуют буддизм и шаманизм, нисколько не мешая друг другу.
— Буддизм облагородил шаманизм, поднял ввысь, теперь обряды проходят без кровавых жертво¬приношений. Шаманские обряды, культ почитания духов гор, нашли глубокое понимание у буддистов, — говорит Данзан-Норбу-лама.
Он, как и его учитель, буддийский монах Федор Самаев, идет своим путем — возводит храмы в душах. На вопрос, почему он, как настоятель самого высокогорного из российских дацанов, до сих пор не построил красивый большой дацан, отвечает просто:
— Да, можно построить дацан. Но прибавится ли от этого духовность? Не вижу пока здесь связи, другой у меня путь…
МЕДИКИ И ЛЕЧАТ, И РЫБАЧАТ
Не глядите на меня,
Что коротки рукава,
А глядите на меня,
На работе какова.
Такие частушки пела Софья Дашеевна Булытова, заведующая Саянским фельдшерско-акушерским пунктом, на районном конкурсе «Лучший по профессии». Заняв среди молодых коллег второе место, Софья Дашеевна считает, что помог ее 32-летний медицинский стаж.
Выбрала она свою профессию из патриотических соображений:
— Я же местная, а нам раньше отправляли русских врачей, языка нашего они не знали, народ не понимал их. И я тогда подумала, что, если окончу медицинский, буду нужной людям.
Своим землякам Софья Дашеевна нужна: вместе они поднимают рождаемость. В год в Саянах рождается примерно 8—9 детей, как правило, это второй, третий и даже четвертый ребенок. Так что материнский капитал здесь осваивают. Медик надеется, что скоро детей будет еще больше, как в 2005 году, когда у них родилось 13 мальчишек и девчонок.
В свободное время, как говорит Софья Дашеевна, на фазенде, где ее семья держит личное подсобное хозяйство, она ловит рыбу подо льдом.
— Раньше я не понимала рыбалку, увлеклась вот только года три назад, — говорит уже опытная рыбачка. — Знаете, как успокаивает! Мне важен не сам улов, а процесс: как бормаша насаживаешь, как стоишь, ждешь, когда клюнет. Иногда не одна рыбачу, народ из Орлика приедет, поговорим обо всем. Вот это здорово!
«Морж» по имени Зоя
— Я сама замечаю, что после принятия ледяных ванн моя кожа начинает светиться, — говорит Зоя Самаева, председатель комитета по социальной политике администрации Окинского района. — Забываю о своем возрасте и на равных общаюсь с молодежью.
Окинский клуб «моржей», который возглавляет Зоя Сергеевна, насчитывает 30 человек. Если классически люди «моржуют» в прорубях замерзших водоемов, то в Окинском районе «моржи» окунаются в незамерзающие минеральные источники. Причем в летнее время года температура воды в них — три градуса тепла.
У Зои Сергеевны, врача с 24-летней практикой, существует своя теория поддержания энергетического состояния человека, которая соединяет наличие минеральных источников и святых мест.
— У нас есть уникальная возможность слиться с природой, гармонизировать себя, настроить свои антенны на соединение с космосом, — говорит Зоя Сергеевна. — После таких омовений появляется желание жить, прилив энергии, хочется творить, чувствуешь себя молодой.
Незабываемые впечатления остаются у туристов, которые вместе с «моржами» окунаются в водоем Дэби, где плавают золотые рыбки, стоят под струей мощного водопада, принимают гидроудар действующего минерального аршана Мори Баряши.
— Мы не знаем, что такое простудные заболевания, сходят на нет болезни суставов, улучшается зрение, — говорит Зоя Сергеевна. — С точки зрения медицины, когда человек погружается в холодную воду, организм входит в состояние стресса, выбрасываются все собственные запасы гормонов и происходит самолечение. Появляется жар, который можно спутать с повышенной температурой. Ощущение радости жизни непередаваемо.
У Зои Сергеевны есть вторая неофициальная должность. Когда приезжают гости, в администрации района всегда поручают Самаевой курировать делегации. Никто лучше нее не расскажет о достопримечательностях Оки. Артистичная, веселая, с тонким чувством юмора, настоящая патриотка, она прекрасно вводит людей в мир ее любимого горного края. Легенды, которые она рассказывает, пересекаются с былью, горы в ее воображении — отражение реальных героев.
Зоя Самаева исполняет все ритуалы, знает все святые места. Земляки ею гордятся и любят.
ОКИНЦЫ СТАЛИ КАЗАКАМИ
У Климентия Самбялова, жителя поселка Орлик, важная должность. Он является товарищем атамана.
С этого года Окинский район вновь стал казачьим. Исторически он и был таковым, в 1700-х
годах в селении Боксон находился караульно-наблюдательный пункт.
— В последние годы участились кражи нашего скота конокрадами из Тувы и Монголии, — говорит товарищ атамана. — Только в прошлом году угнали табун лошадей и 18 голов крупного рогатого скота: коров и хайнаков. Назрела необходимость в охране наших границ. Кроме этого, наши казаки будут участвовать в ликвидации наводнений, пожаров, беспорядков.
Атаманом был назначен Баир Шарастепанов, глава администрации района. Он выдержал нелегкое испытание, подвергшись трем ударам нагайки.
Климентий Намзытович был делегатом Третьего Большого круга казаков России. Пока окинские казаки считаются добровольцами, но в будущем их будет поддерживать федеральный бюджет.
Баранья лопатка раскрывает секреты
Сегодня Владимир Дамдинович Самаев один из немногих жителей Оки, кто гадает на бараньей лопатке. Он вместе с супругой Долгор Ошоровной живет в местности Хужарта, что примерно в восьми километрах от села Сорок Окинского района, и сейчас редко принимает гостей.
Объяснить, как он научился считывать информацию с бараньей лопатки, Владимир Дамдинович не может. Пожимает плечами, улыбается «солнечными» морщинками, для него это так же просто, как читать открытые книги. Его отец и дед тоже гадали на бараньей лопатке, и еще в молодости этот дар передался ему. Сам обряд выглядит немного странно.
Чтобы лопатка «проникла» в душу, ее прикладывают к груди: супруга Долгор Ошоровна предлагает несколько лопаток на выбор. Понравившуюся берешь и минут десять держишь на теле. Затем ее кладут в горячую воду, а после Владимир Дамдинович, нашептывая какие-то слова, бросает кость в печь на раскаленные угли. Вот она почернела и почти обуглилась, дедушка аккуратно берет ее в руку и внимательно вглядывается в затейливые рисунки на лопатке. По его недовольному лицу видно: что-то не так. Вновь открывается дверка железной печи — и лопатка в огне.
— Наконец-то нормально прогорела! — дедушка доволен результатом, в очередной раз вынимая дымящуюся кость.
Покручивая ее то в одну, то в другую сторону, он отвечает на незаданные вопросы, удивляя гостя. Второй раз на лопатке не погадаешь: она практически сгорает во время обряда.
Земляки приезжают к Самаеву только по очень важным делам: если потерялось стадо коров, табун лошадей, по болезни, если нужно решить важное дело и в душе одни сомнения.
Наталья Дыжитовна Самаева, невестка Владимира Дамдиновича, рассказывает свой случай с гаданием на бараньей лопатке. В 1999 году ей, как активному члену ассоциации сойотов, неожиданно предложили поехать в Америку, ни документов, ни фотографий у нее не было. Жила она тогда на летнике, в нескольких километрах от села, где не было не только фотографов, но и света.
— Пошла я к деду, а он мне: дорога открыта. Поедешь! Я, конечно, не поверила, — смеется Наталья Дыжитовна, которая благополучно съездила в США и завязала там кучу дружеских связей.
Самаевы верят тому, что баранья лопатка может многое сказать знающим людям. В 1937 году, погадав на себя, Дамдин Самаев, отец Владимира Дамдиновича, сказал близким: «Через три дня за мной приедут люди и заберут. Но вы живите без меня дружно». Так они и делают до сей поры.
ПАРОМЩИК НА «ЗИЛЕ»
Владимира Будаева, фермера из селения Мойлто, земляки называют губернатором. Никто не помнит, кто первый так назвал его и почему, но нет сомнения, что его облик и поведение соответствуют столь высокому титулу.
Этот на вид суровый 48-летний мужчина никогда не разбрасывается словами. Даже когда шутит, лицо его остается серьезным. Но на самом деле этот добрый человек — палочка-выручалочка для земляков.
Дом Владимира Егоровича стоит на берегу горной реки. До ближайшего населенного пункта всего пять километров, но разделяют их два бурных потока воды. В период интенсивного таяния снега в горах и проливных дождей люди оказываются как на острове, откуда невозможно выехать. Поэтому зимой жители запасаются мешками, ящиками продуктов.
У Владимира Егоровича есть «ЗИЛ» и резиновая лодка, которые, когда реки не выходят из берегов, используются как переправа.
— Броды каждый день меняются, — говорит Владимир Егорович. — Одно неверное движение — и машина захлебнется. Не дождешься, пока вода схлынет.
Находясь в постоянном экстриме, Владимир Будаев не позволяет себе ругаться, срывать раздражение на других. Свой «ЗИЛ» он водит мастерски, с ювелирной точностью пересекает бурлящую реку против течения, ловко лавирует среди деревьев и острых камней. При этом шутит, что аварии в этих местах не происходят, мол, встречных машин мало.
У Владимира Егоровича шестеро детей. Он занимается скотоводством и хочет взять кредит на приобретение яков.
Подписывайтесь
Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях