Общество
2706

Прокуратура оспаривает законность выдачи сертификатов военным пенсионерам

Для получения безвозмездной материальной помощи от государства двое офицеров запаса не сообщили, что уже имеют в собственности дома

Это удалось установить лишь в 2006 году. Жилищные сертификаты военные пенсионеры получили в 1998 и 1999 годах. В отношении их были направлены судебные иски. По мнению прокуратуры, с военнослужащих в запасе необходимо взыскать в пользу государства неосновательные доплаты в сумме 170450 рублей



Один из исков, поданный прокурором Октябрьского района, был удовлетворен. Военный пенсионер Иннокентий Самданов должен вернуть часть суммы, 61 600 рублей, которые ему по закону не полагались. Во втором случае иск прокурора Железнодорожного района к Ивану Бадмаеву о взыскании 108 850 рублей и районный суд, и Верховный суд РБ оставили без удовлетворения. Основанием послужил процессуальный момент — в связи с прекращением срока исковой давности. Прокуратура РБ не согласна с таким решением и готовит надзорное представление.
Офицер Самданов был уволен с военной службы, которой он отдал двадцать лет, по состоянию здоровья. Решением жилищной комиссии от 17 сентября 1992 года Иннокентий Самданов был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. В ноябре 1994 года бывший военнослужащий купил дом в селе Верхняя Иволга площадью 22,05 кв. метра. Для семьи из 4-х человек площади дома все равно было недостаточно, чтобы признать Самданова не нуждающимся в улучшении жилищных условий. На основании решения жилищной комиссии, вынесенного в 1992 году, офицера запаса в 1998 году включили в состав кандидатов на участие в программе «Государственные жилищные сертификаты». Однако в заявлении Самданов не стал указывать, что ранее уже купил дом, который позднее подарил сыну. По закону РФ, при наличии жилья с недостаточной площадью ему полагалась бы только безвозмездная финансовая помощь в виде доплаты, чтобы он смог улучшить жилищные условия. Поэтому, как в ходе проверки установит прокуратура, в соответствии с постановлением правительства РФ социальная норма площади жилья для семьи Иннокентия Самданова из 4 человек должна была составлять 50 квадратных метров. И субсидия полагалась в виде доплаты в размере 140 тысяч рублей.
Однако на основании ложных данных, представленных им в комиссию, о том, что у него совсем нет жилья, через год, в октябре 1999-го, Самданову выдали сертификат в сумме 201 600 рублей на приобретение полноценного жилья. На эти средства он приобрел в Улан-Удэ благоустроенную квартиру площадью 64,93 кв. метра.
По результатам проверки прокурор Октябрьского района обратился в суд в интересах федерального бюджета с иском о взыскании переплаченных Самданову 61 600 рублей. Военный пенсионер иск прокуратуры в суде не признал. Основной довод, что государство нарушило свои обязательства, поскольку его права на субсидию были признаны в 1993 году, а деньги были предоставлены только через шесть лет. И поэтому он был вынужден купить жилой дом, у которого не было надлежащего технического состояния. Однако суд признал требования прокуратуры законными, а офицера запаса Самданова виновным в нарушении законодательства РФ о жилищных субсидиях. Иск прокуратуры был удовлетворен.
Второй иск был предъявлен супруге майора Ивана Бадмаева. К моменту, когда был выявлен факт неосновательного обогащения, основной ответчик Бадмаев умер. Прокуратура установила, что в 1991 году решением жилищной комиссии офицер был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Его семья также состояла из четырех человек. В мае Иван Бадмаев обратился в администрацию Улан-Удэ с заявлением о выдаче жилищного сертификата его семье. Уже в ноябре этого же года он был включен в список получателей. Меньше чем через месяц, в декабре, их семья получает сертификат на 201600 рублей и приобретает квартиру площадью 91,8 кв. метра.
В ходе проверки прокуратура установила, что еще в 1989 году Бадмаевы построили дом в селе Кижинга площадью 77,75 кв. метра, о чем в заявлении на получение сертификата не сообщили. В мае 1998 года они продали свою собственность в селе за 108850 рублей местной организации. Это и стало спорным моментом, связанным с выдачей офицеру жилищного сертификата. Прокуратура считает, что Бадмаев при переезде из Кижинги в Улан-Удэ по закону имел право на жилищный сертификат. Но с одним условием. Права на дом в Кижинге они должны были передать в федеральную собственность, поскольку получили безвозмездную финансовую помощь от государства.
По статье 1102 ГК РФ лицо, которое без оснований сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить неосновательно сбереженное имущество. В данном случае речь идет о деньгах, которые Бадмаевы выручили с продажи дома. На этом основании в защиту интересов РФ с иском к супруге Бадмаевой как правопреемнице обратился прокурор Железнодорожного района о взыскании
108850 рублей. Однако суд Железнодорожного района посчитал, что срок исковой давности истек. Без изменения решение районного суда оставил и Верховный суд РБ. Прокуратурой РБ готовится надзорное представление.

Кто может стать участником целевой программы «Государственные жилищные сертификаты»
* В первую очередь сертификаты предоставляются тем, кто не имеет жилых помещений для постоянного проживания в РФ.
* Военнослужащие, граждане, подлежащие увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе или по состоянию здоровья. А также военнослужащие, в связи с организационно-штатными мероприятиями продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет.
* Члены семей военнослужащих и граждан, проходивших службу по контракту и погибших во время службы.
* Социальная норма общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в следующих размерах:
— 33 кв. метра для одиноких граждан;
— 42 кв. метра на семью из двух человек;
— по 18 кв. метров на каждого для семьи из трех и более человек.

Какие требуются документы Для участия в программе
* Необходимо подать заявление (рапорт) на участие в подпрограмме по форме № 1.
* Справка об общей продолжительности военной службы из воинских частей для граждан, уволенных с военной службы, — из военного комиссариата.
* Выписка из приказа об увольнении с военной службы с указанием основания увольнения.
* Справка о проживании на территории закрытого военного городка или поселка (для проживающих).
* Выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях