Богомаз из Хасурты
Главное Популярное Все
Войти

Богомаз из Хасурты


1077

Художник-самоучка, он же глава поселения, мечтает создать первую в Бурятии старообрядческую иконописную школу

Глава местного поселения «Хасуртайское», руководитель детского образцового ансамбля «Матрешки» и взрослого семейского ансамбля «Родник», уставщик и иконописец — это все один человек, Виктор Иванов, заслуженный работник культуры Республика Бурятия



— Я местный, рос с бабушкой, — рассказывает Виктор Филиппович. — У нас, семейских, есть обычай перед Пасхой чистить песочком металлические иконы и мыть деревянные. Бабушка всегда заставляла это делать меня, потому что считала, что ребенок безгрешен. С тех пор у меня проявился интерес к иконам. А рисовать их я начал уже в зрелые годы, когда по-знакомился с отцом Сергием (епископом Сибири и Дальнего Востока. — Авт.). Бог, наверное, дар мне даровал.
Иванов приехал в Хасурту работать после института и сразу начал возрождать церковь. Бабушки стали приносить ему старые, потускневшие от времени образа. С благословения Владыки он начал их подновлять. Стало неплохо получаться. С тех пор прошло около десяти лет. Сейчас он учится наносить на иконы позолоту, только вместо тончайшего листового золота использует желтую фольгу, поверх которой наносится рисунок.
Иконы, созданные рукой Иванова, имеются в хасуртинской часовне, в домах местных жителей, в школьном музее, а в начале лета будут представлены на выставке-продаже, которая состоится во время всемирной встречи старообрядцев.
На изготовление одной новой иконы у богомаза уходит полтора-два месяца. Работа очень трудоемкая, поэтому заказов берет мало, хотя от местных жителей отбоя нет. Сначала на кедровые доски наносится несколько слоев грунтовки, сделанной из казеинового клея и толченого мела. Когда все просыхает, делается пемзование — затирание шероховатостей с помощью пемзы и воды. Затем доску доводят наждачной бумагой до блеска слоновой кости и только после этого наносят рисунок.
Очень ценится в старообрядческой иконе ковчег — углубление, в котором изображены лики святых. С подлинной (старинной) иконы через копирку рисунок переводится на доску, а потом с помощью тонкой иглы наносятся графья — бороздки, которые не позволяют краске растекаться и наслаиваться одна на одну. (В старину вместо копирок применяли бумагу, намазанную медом и посыпанную сажей. — Авт.)



Используются темперные краски на яичной эмульсии. Сначала наносятся фон, одеяние и только после этого лик святого. В старину у семейских были специальные люди, писавшие святые лица и руки, их называли личники. Была и своя хасуртайская школа иконописцев. В настоящее время в Хасурте нет ни того, ни другого, зато появились богомазы. В их роли выступают три школьника и две местные учительницы. А в роли наставника — Виктор Иванов.
— У семейских своя манера письма икон, которую мы стараемся сохранять, — рассказывает ходожник. — Это искусство божественное, в нем не допускается искажение цвета, иначе Бог обидится и покарает. Богородица, к примеру, обязательно должна быть в бордовом плаще. Чепец должен быть синего цвета. Писать иконы можно, только когда есть определенный настрой, когда ты к этому внутренне подготовился.
Из числа своих единомышленников Виктор Филиппович особо выделяет двенадцатилетнего Ивана Бурдуковского, у которого, по мнению наставника, есть такой настрой. Ваня — семейский, ходит в часовню, молится. Он самый способный ученик, с большим старанием трудится над созданием икон. Иванов мечтает, чтобы мальчик продолжил учебу и стал мастером.
— У каждого иконописца-профессионала бывает какой-то период учебы, пусть и эти ребята сейчас учатся. Если у них будет получаться и будет желание, их можно будет благословить на профессиональное изготовление икон, — говорит отец Сергий. — До рублевских икон далеко каждому современному иконописцу, но Виктор Филиппович этим уже давно занимается, получается у него более-менее согласно канонам, с художественной точки зрения тоже все вроде бы слава Богу. Пишет иконы он хорошо.
В настоящее время в Бурятии негде учиться иконописи. В планах Виктора Иванова — создание в Хасурте собственной старообрядческой иконописной школы. Художник-самоучка считает, что уже созрел для этого.

Читать далее

Читайте также