Общество
1671

«БОЛЬШЕвиков» в Хурале пока явно меньше

Но об истинном отношении народных избранников к росту собственных рядов мы узнаем только 26 апреля

По инициативе группы депутатов Народного Хурала в повестку очередной сессии включен проект Закона РБ «О внесении изменения в статью 80 Конституции Республики Бурятия». В части второй этой статьи предлагается заменить слова «из 66 депутатов» словами «из 82 депутатов», то есть увеличить число избранников на 16 человек. За эти три «волшебных» слова и развернутся нешуточные споры



Хотя под законопроектом об увеличении численного состава республиканского парламента поставила свои подписи ровно треть депутатов, для принятия изменений в Основной закон Бурятии этого изначально было недостаточно. Согласно Конституции, необходимо, чтобы за предложение проголосовало не менее 44 депутатов Хурала. По признанию самих «подписантов», собрать недостающие голоса за оставшую-
ся до начала сессии неделю крайне проблематично. Хотя агитация в пользу законопроекта велась в последние месяц-полтора достаточно активно, особых результатов это пока не принесло. Более того, ряды сторонников идеи об увеличении численного состава республиканского парламента, по просочившейся из стен НХ информации, начали таять буквально на глазах.
Немалую роль в этом сыграло отрицательное заключение на законопроект, поступившее из правового управления администрации президента РБ. На сомневающихся депутатов подействовали даже не доводы президентской стороны о связанном с принятием законопроекта значительном увеличении расходной части бюджета. Что такое в самом деле одиннадцать с половиной миллионов рублей, когда на кону стоит собственное политическое будущее? Подействовало скорее другое — в случае своего непопадания в новый состав Народного Хурала они рискуют утратить тот «уровень доверия» во взаимоотношениях с исполнительной ветвью власти, который немаловажен для продолжения карьерного роста.
Но торопиться и предрекать провал конституционной поправки даже с учетом всех привходящих обстоятельств было бы преждевременно. До декабрьских выборов времени осталось немного, и с каждым убывающим днем в геометрической прогрессии растет желание некоторых народных избранников увеличить свои шансы на переизбрание. А для этого, как показывает опыт предыдущих выборных кампаний, все средства хороши. Так получается, что в большей степени проблемой переизбрания озабочены депутаты, представляющие сельские округа. Их перспективы в связи с переходом на мажоритарно-пропорциональную систему выборов и двойным сокращением одномандатных округов явно ухудшаются.
Если депутаты, избранные по городским округам, скорее всего, «подстрахуются» за счет партийных списков, то для их сельских коллег уменьшение числа избирательных округов будет означать необходимость напрямую конкурировать между собой. По существующей сегодня норме представительства лишь четыре районных муниципальных образования могут рассчитывать на полноценный депутатский мандат. При увеличении числа одномандатных округов до 41 иметь своего представителя в республиканском парламенте самостоятельно смогут уже 12.
— Этот законопроект носит во многом половинчатый характер и не решает проблемы, — заявил во время его обсуждения на заседании комитета НХ по социальной политике председатель комитета Сергей Мезенин. — Чтобы все сельские районы были представлены в Хурале, необходимо было бы расширять его состав до 120 депутатов. Даже в случае принятия поправки 9 районов (Еравна, Баунт, Кижинга, Ока и другие) все равно останутся без собственных депутатов по одномандатным округам.
А вот глава хуральского комитета по бюджету Цырен Доржиев с коллегой не согласен и считает, что для защиты интересов избирателей любое увеличение числа одномандатных округов будет целесообразно. К слову, большинством голосов оба ведущих комитета НХ законопроект с конституционной поправкой все-таки предложили включить в повестку апрельской сессии.
У сторонников идеи увеличения численного состава Народного Хурала есть один аргумент, на который они возлагают большие надежды. Дело в том, что на цифре 66 законодательная и исполнительная ветви власти республики в июле 2003 года остановились как на компромиссном варианте. К обсуждению вопроса о том, сколько все-таки народных избранников должно быть в республиканском парламенте, предполагалось вернуться позже. Была даже образована рабочая группа по выработке предложений о количественном составе депутатов НХ, по заданию которой были проведены расчеты по определению оптимальной схемы нарезки одномандатных округов.
При этом учитывалось соответствие границ одномандатных территориальных округов с границами административно-территориальных образований. Тогда-то и была выведена цифра 41, которая позволяет более или менее оптимально представить интересы сельских районов в представительном органе власти.
Но эти договоренности, по мнению членов инициативной депутатской группы, были исполнительной властью благополучно забыты. И хотя сей «исторический аргумент» сегодня не имеет никакого юридического наполнения, сторонники идеи об увеличении численности депутатского состава Народного Хурала почему-то крепко на него надеются.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях