Общество
2317

Успешная школа для успешных детей

— В нашей школе ни один ребенок не должен ходить с плохим настроением, не говоря уже о том, чтобы он заплакал, — требует от учителей Юрий Шагдаров, директор Могойтуйской средней школы № 2

— В нашей школе ни один ребенок не должен ходить с плохим настроением, не говоря уже о том, чтобы он заплакал, — требует от учителей Юрий Шагдаров, директор Могойтуйской средней школы № 2




Школа в районном центре Агинского Бурятского автономного округа в 2005 году завоевала признание на всероссийском конкурсе, став «лучшей школой России».
Здесь все выпускники поступают в высшие и средне-специальные учебные заведения. Учителя проводят уроки при помощи интерактивных досок и ноутбуков. До десяти вечера школа открыта для ребят, где они могут «побродить» по Интернету, поиграть в волейбол, поучаствовать в создании программы на школьном телевидении. Проголодавшись, школьники бесплатно обедают в столовой или веселой компанией сидят за чашкой кофе в собственном кафе. И нет ничего удивительного в этой школе, если незадачливый двоечник за «твердую тройку» может получить «солидную» стипендию, а преподаватель, чей ученик удачно выступил на олимпиаде, получил вознаграждение, в три раза превышающее его
зарплату. А тому, что некоторые одиннадцатиклассники являются одновременно студентами второго курса Современной Российской академии, уже никто не удивляется.

УЧИТЕЛЬ НА УРОКЕ — С НОУТБУКОМ
Прошлый год запомнится учителям и их воспитанникам тем, что их школа выиграла президентский грант в один миллион рублей за инновационную деятельность.
— Мы еще раз подтвердили, что находимся на правильном пути, — говорит Юрий Батоцыренович. — Чтобы наши дети были успешными в жизни, школа должна позаботиться, чтобы они получили необходимое образование, устроили себя в жизни, получали в дальнейшем хорошую зарплату. А успешных детей должна готовить успешная школа.
Исходя из желания родителей и детей, в школе открыты профильные классы: гуманитарный, естественно-научный, оборонно-спортивный.
— Мы должны адекватно реагировать на гражданский заказ со стороны общества. Каким должен быть будущий выпускник? — рассуждает Юрий Шагдаров. — Он знает три языка, один из них восточный. Также он должен прекрасно владеть компьютером и быть коммуникабельным. В мировых фирмах именно такие требования к молодым кадрам. В этом направлении мы и ведем работу.
Большое внимание в Могойтуйской школе уделяется внедрению информационных технологий. Здесь организован прекрасный информационный центр.
В нынешнем учебном году создали свой медиа-образовательный центр, чтобы дети могли не только добывать информацию, знания, хранить и использовать, но и моделировать информацию и программировать.
Могойтуйские школьники вышли на такой уровень, когда являются не просто пользователями ПК. Выпускники здесь освобождаются от занятий информатики.
В этом году на научно-практической конференции «Шаг в будущее» одиннадцатиклассник Цыден Цыденов представил свою работу на основе трех программных оболочек. Создана геоинформационная система. Это база данных компьютерного парка школы. Внедрение данной программы в практическую деятельность школы дает большой экономический и управленческий эффект.
Сейчас школа реализует программу «Ноутбук — каждому учителю». Конечно, сразу 80 портативных компьютеров невозможно приобрести. Здесь считают, что и не надо всем давать. Только тем учителям, которые применяют информационные технологии на своих уроках, чтобы ноутбуки работали, а не являлись музейным экспонатом.
Дистанционные информационные технологии здесь применяются к детям-инвалидам, обучающимся на дому. Поскольку это индивидуальное обучение, учителя дают им задания на флэшках или дисках. Если семья не имеет возможности купить компьютер, ноутбук ребенку выдает школа на весь период учебы. Со временем таким детям установят модем, чтобы они общались с преподавателем через Интернет.
Школьный коллектив вполне может зарабатывать. Здесь есть столярная мастерская, выпускается сувенирная продукция. Существует даже внебюджетный фонд школы, где аккумулируется более одного миллиона рублей. Но это не ставится самоцелью, дело учителей, считают здесь, — учить детей.

МОГОЙТУЙСКИЕ КАДЕТЫ
Один из десятых классов в Могойтуйской школе является оборонно-спортивным. В поселке детей, которые в нем обучаются, называют кадетами. Кадетский класс создали в школе по просьбе тех родителей, которые хотели бы, чтобы их детей целенаправленно готовили к военной профессии, к работе в МВД, МЧС и т. д.
У ребят особая форма одежды, четкая дисциплина. Согласно учебному плану, увеличено количество уроков физкультуры. Дополнительно кадеты занимаются в различных секциях. Большой популярностью пользуется секция рукопашного боя. По этому виду спорта среди кадетов много чемпионов Читинской области, Сибири и Дальнего Востока.
Планируется ввести специальную дисциплину — урок хореографии. Настоящие кадеты должны хорошо танцевать.
Уже сейчас будущие выпускники военно-спортивного класса получают приглашение поступить в различные училища без экзаменов. У ребят тесная связь с шефами — воинской частью. Они выезжают в гарнизоны, где в полевых условиях осваивают полученные знания: участвуют в стрельбах, с ними проводят практические занятия настоящие офицеры.
— Как говорится, на себя примеряют шинель, — смеется директор школы. — Это первые наши помощники, дружный, сплоченный коллектив. Всегда откликаются, во всех делах — в авангарде. Я даже ругаюсь, дескать, они что, какая-то рабочая команда?
В кадетский класс попасть непросто. В первую очередь идет отбор по состоянию здоровья. Привилегиями пользуются дети из малообеспеченных семей, которые в будущем при поступлении в вузы не смогут оплачивать свою учебу. Кадетский класс наполовину состоит из детей той категории, которые находятся на полном государственном обеспечении.

ХАРИЗМАТИЧНЫЙ ДИРЕКТОР ИМЕЕТ ТРИ ИДЕИ В ЗАПАСЕ
Главный критерий в подборе кадров для администрации школы — любит ли человек детей? Здесь нет случайных людей.
Руководители школы всегда горой стоят за ученика. Если возникает конфликтная ситуация, администрация в любом случае принимает сторону ребенка. Никаких криков в отношении ученика не допускается, только доброжелательная атмосфера.
— Успеваемость — не показатель. Для нас успешный ребенок тот, кто учился на двойки, а потом перешел на твердые тройки, — говорит Юрий Батоцыренович. — Или тот, кто делал 20 ошибок в диктанте, но появились успехи — стал делать пять ошибок. Такого ученика надо поддерживать.
В школе есть положение, по которому определяется рейтинг учащихся. Учитывается и качество учебы, и участие во внутренних делах школы. Предусматривается разовая стипендия: от 500 рублей и выше. Стипендия выдается из средств учителей на методические пособия. Подписку на необходимую литературу делает школа.
Директор является стержнем в коллективе. Это человек, который успевает все: и заниматься глобальными проблемами, и вникать в рутиные дела.
Склад характера Юрия Батоцыреновича позволяет мыслить на перспективу, однако его волнует судьба каждого ребенка и каждого учителя.
— Для него характерны систематические встречи с учащимися и беседы с ними, — рассказывает Надежда Юндунова, зам. директора по учебно-воспитательной работе. — Ребята с большим доверием к нему относятся. Начинают жаловаться: на одном уроке много домашнего задания задали, на другом — одних и тех же спрашивают, на третьем — отругали. Он ничего не оставляет без внимания. Учителя знают об этой директорской привычке, поэтому тот, кто не может работать, уходит. Но проблемы с кадрами не существует. Таких условий, которые создаются для работы, нет в других школах.
О том, что Юрий Шагдаров широко эрудирован в области образования и воспитания детей, что у него есть харизма, было подчеркнуто на всероссийском конкурсе «Лучшая школа России». В состязании капитанов он стал первым, набрав наибольшее количество баллов. Новатор, он, воплотив одну идею в жизнь, имеет две-три в запасе.
Прекрасный руководитель, Юрий Батоцыренович неординарно преподает историю в старших классах. Почти все его ученики — олимпиадники. Зачастую уроки проходят в нетрадиционной форме. Например, в форме игры «Что? Где? Когда?». Причем все происходит серьезно, как на самом деле: применяются все атрибуты, присутствуют публика, интрига и даже телевидение. Директор школы к тому же еще и председатель районного совета.
Взрослые могойтуйцы уже привыкли, что их дети проводят в школе весь день. Они не беспокоятся, что ребятишки останутся без обеда или займутся какими-то непотребными делами. Одни занимаются дополнительно языками: английским, китайским или бурятским. Другие посещают спортивные секции, третьи готовятся к проведению игры КВН. Для всех 1200 учащихся находится занятие.
— Я считаю, что мне просто повезло, что я учусь именно в этой школе, — говорит Цэдаши Барадишириев, ученик
9 класса. — Здесь столько возможностей. Помимо учебы, я занимаюсь волейболом, танцую в хореографическом ансамбле, вхожу в клуб любителей английского языка, занимаюсь наукой. У нас вечерами в школе жизнь просто кипит.
В перспективе у директора школы задумка перевести педагогов на отраслевую оплату труда. У некоторых учителей зарплата поднимется до 40 тысяч рублей. Также будут укрепляться мегафонные кабинеты, а в качестве преподавателей английского и китайского языков пригласят носителей языков из Америки и Китая. Для этих целей даже строится преподавательское общежитие.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях