Общество
1277

На туристическом рынке Бурятии грядет передел

Качественный отдых будут гарантировать банки или страховые компании

17 января 2007 г. Госдума приняла закон, в котором регулируется туристская деятельность в России. Теперь все туроператоры должны нести экономическую ответственность перед своими клиентами в виде банковских гарантий либо страхованием своей ответственности



Если во время поездки что-то произошло, банк или страховая компания выплатят туристу убытки, ведь они «поручились» за фирму. Те, кто работает на рынке внутреннего туризма, смогут «выкупить» гарантию за 500 тысяч рублей. Если фирма имеет дело с въездным или выездным туризмом, «честное слово» банка обойдется им в пять миллионов рублей.
Мнения по поводу ново-введений разделились. Одни считают их хорошим способом регулирования туристического рынка и повышения ответственности предпринимателей перед клиентами. Другие прогнозируют рост цен на путевки и полный крах туризма в Бурятии. Размер финансовых гарантий, по мнению местных операторов, для них неподъемен.
— Это все неправильно, — убеждена Светлана Цыбикдоржиева, директор агентства «Жассо-Тур». — Если для московских фирм это копейки, то нам будет очень сложно.
Весь год закон, находившийся в стадии проекта, бурно обсуждался в туристском сообществе. Необходимость его принятия у большинства не вызывала сомнения. Все больше стало случаев, когда недобросовестные фирмы не выполняли свои обязательства, обманывали клиентов, а то и просто бросали их на произвол судьбы. То и дело рассказывалось о случаях, когда с людей собирали деньги, а через день фирма, торговавшая путевками, просто исчезала.
— Новый закон придаст рынку туристских услуг цивилизованный характер, — убеждена Елена Самбуева, заместитель руководителя агентства по туризму, — он упорядочит рынок и повысит ответственность. Но мы считаем, что размер гарантий для фирм, работающих на въездной туризм, должен быть снижен до трех миллионов рублей.
Принятие такого закона — существующий во всем мире подход к регулированию туристической деятельности, убеждена Нина Юрьева, заместитель начальника Управления по развитию предпринимательства и туризма Улан-Удэ. И это еще не самые жесткие требования. Например, в Великобритании и Испании необходимы не только банковские гарантии, но и лицензия, и денежные залоги.
— Благонадежность фирм проверяют по нескольким критериям, — поясняет она. — То, что у нас сейчас впервые происходит — введение материальной ответственности фирм за предоставленные услуги, — дань общемировой практике.
Взрыв негодования у российских туроператоров вызвал даже не сам закон, а размер гарантии. Первоначально для фирм, имеющих дело с выездным и въездным туризмом, называлась сумма в 10 миллионов рублей. По мнению предпринимателей, такая цифра для провинциального малого и среднего бизнеса непосильна.
— Я убеждена, что новый закон продвигали московские компании, которые имеют миллионные годовые обороты и отправляют чартерные рейсы до 300 человек за границу. Мы же можем отправить максимум автобус на 25 человек в Монголию, Китай, Маньчжурию, — говорит Дарима Ильина, директор турфирмы «БурятИнтур». — А что будет с сельским туризмом, который только начал развиваться? Где они возьмут такие деньги?
В течение четырех последних месяцев по всей Сибири прошли митинги и пикеты сотрудников туристических фирм, не согласных с этим положением нового закона. Представители улан-удэнских турфирм написали множество обращений к президенту России и депутатам Госдумы. По мнению большинства туроператоров, последствия принятия нового закона не заставят себя долго ждать. Во-первых, рынок ждет монополизация. Большинство средних и мелких фирм сойдут с дистанции. Те же, кто останется, будут вынуждены из-за дополнительных расходов увеличить стоимость турпакетов. Завышенные же цены могут спровоцировать приход на наш рынок туроператоров из соседних стран с более дешевыми предложениями.
Улан-удэнские предприниматели в растерянности. Они не знают, как будут дальше работать, и подсчитывают, сколько останется фирм на этом рынке.
— Думаю, одна-две фирмы, те, у которых есть еще другой бизнес, например гостиницы. Наверняка некоторые, особенно мелкие, станут работать «вчерную», — предполагает Светлана Рабданова, директор турфирмы «Наран-Тур». — Я не знаю пока, что будем делать мы, тем более что у нас на этот год уже есть конкретные договоры и графики.
По мнению ее коллег, выходов для местных агентств несколько: работать «вчерную», то есть вообще никак о себе официально не заявлять, объединяться в какую-то крупную компанию, стать агентом какой-нибудь московской фирмы и продавать их продукт либо вообще закрываться. Те, кто в состоянии взять банковскую гарантию или страховку, тоже в сомнениях.
— Да, мы сможем нашу гостиницу оставить в залог под гарантию. Неизвестно еще, какой процент поставит банк или страховая компания. И просто так отдавать ежегодно 400—500 тысяч рублей? И где гарантия, что мы их окупим? — размышляет Светлана Цыбикдоржиева, директор компании «Жассо-Тур».
Между тем специалисты по туризму ничего страшного в монополизации рынка не видят. Да и стоимость путевок, по их подсчетам, поднимется не более чем на 1—2 процента.
— У нас же на бумаге числится 50 фирм, а показывают открыто свои объемы не более десяти. Пусть останутся у нас 2—3 фирмы — в Германии 90 процентов туристов обслуживают всего три фирмы. Когда люди станут платить такую гарантию, они сами будут заинтересованы в том, чтобы продвигать свой продукт, нести ответственность за его качество, — говорит Нина Юрьева. — Другое дело — внутренний туризм. Я считаю, что сумма гарантий — 500 тысяч рублей — для таких фирм большая. Тем более что внутренний туризм характеризуется эксклюзивностью и требует больших затрат.
Новый закон был принят Думой в третьем чтении со значительными поправками, в том числе и финансовыми. Но эти уступки временные — всего на год. Пока правительство дало фирмам полгода на размышление, закон вступит в силу
с 1 июня 2007 года, когда начнется туристический сезон. Что станет с туризмом в Бурятии, станет ясно уже в ближайшие месяцы.

ЧТО ТАКОЕ...
* туристская деятельность — туроператорская и турагентская деятельность по организации путешествий;
* туризм внутренний — туризм в пределах России лиц, постоянно здесь проживающих;
* туризм выездной — туризм лиц, постоянно проживающих в России, в другую страну;
* туризм въездной — туризм в пределах территории России тех, кто не живет здесь постоянно;
* туризм международный — туризм выездной или въездной;
* туристский продукт — комплекс услуг.

ЧТО ДЕЛАЕТ...
* туроператор: формирует, продвигает и реализует турпродукт. Он отвечает перед туристами за действия (бездействие), совершенные от имени туроператора его турагентами;
* турагент: продвигает и продает турпродукт.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях